Американский ретро автомобиль Cord 810 назван одним из десяти самых красивых автомобилей в мире, и, вдобавок ко всему, является настоящим пионером автомобилестроения. Ни одна машина в Штатах или где-нибудь ещё не была в своё время столь технически передовой. Но по иронии судьбы почти что совершенный автомобиль стал жертвой собственного успеха.
В 1934 году Гордон Миллер Бьюрик был одним из молодых, но перспективных конструкторов, работавших в захудалой автомобильной компании города Оберна. Затем, в один прекрасный день, из неизвестности его вырвал глава компании «Cord» Эррет Лобан Корд. Он дал ему задание, которое изменило жизнь молодому конструктору. Оно состояло в том, чтобы разработать новый автомобиль Cord 810.
Задание было сложным, но Гордон Бьюрик взялся доказать всем и себе прежде всего, что он способен его выполнить. Бьюрик был конструктором, верящих, что форма следует за функцией и при условии, что вещь красивая.
Летом 1935 года Гордон и компания единомышленников вплотную занялись производством автомобиля Cord 810. Созданный ими ретро автомобиль не походил ни на одну прежнюю модель компании Cord, в нём не было ни одной общей детали с другими машинами из Оберна или даже иными автомобилями той эпохи, кроме разве что основных узлов: стартера, распределителя и т. д. Но кузов и инженерные основы были совершенно новыми.
Даже дизайн радиаторной решетки и тот был новым, именно решётка принесла Cord 810 его знаменитое прозвище «гробоносый». Никто не видел ранее подобной решетки, которая начиналась бы спереди и шла бы вдоль всего борта.
Интерес представляет даже дизайн колес и колпаков. Их внешний вид обусловлен тем, что тормоза излишне перегревались, и конструкторами было решено сделать отверстия в ободе колеса. Ещё один пример формы следующей за функцией. Двери ретро автомобиля – это зеркальное отражение друг друга. Для задней двери справа использовался тот же штамп, что и для передней двери слева, с одной лишь разницей: в задних дверях был вырез под колесо.
Передние крылья этого американского ретро автомобиля явно намекают на самолётный дизайн (мистер Корд был увлеченным пилотом и способствовал появлению авиакомпании, позже ставшей «Американ Эйрлайнс»). В приборной панели тоже чувствуется влияние авиации. В центре приборной панели находится управление фарами, дроссельной и воздушной заслонкой, тут же большой тахометр, всё выполнено в самолётном духе. Механизм переключения скоростей находится на руле. Он исполнен столь искусно, что передачи можно переключать буквально одним движением пальца.
Но Бьюрик не довольствовался только лишь инновациями и функционалом, не меньшему вниманию он уделил изяществу и пропорциям автомобиля. Взгляд буквально скользит по понижающейся линии обтекания. Сварные швы выполнены так, что кажется, будто панели образуют цельный кузов.
Американский ретро автомобиль Cord 810 – это низкий, мощный, переднеприводный авто. Двигатель разместили позади трансмиссии. В то время подобного расположения основных агрегатов не было ни в одном автомобиле. Механизм переднего привода очень напоминает то, что используется в современных моделях.
Горловина бензобака скрыта, чтобы придать очертаниям большую гладкость. То как она закрывается, сегодня мы принимаем как должное. То же самое можно сказать и о номерном знаке и его подсветке расположенных по центру. Эти элементы дизайна появятся только спустя десятилетия и станут привычными.
Молодой конструктор вложил в эту машину душу и сердце, ведь разрешение на разработку было знаком высокого доверия со стороны босса. Но самое большое признание ещё предстояло завоевать.
В ноябре 1935 года настало время представить Cord 810 миллионам американцев. Появившись на выставке в Нью-Йорке, он вызвал ажиотаж среди её посетителей. Люди буквально стояли на подножках соседних конкурентов, чтобы хотя бы взглянуть на Cord 810, вокруг которого собралась плотная толпа. В 1936 году это была самая красивая и самая передовая модель.
Сразу же после выставки на завод потекли заказы, и Эррет Корд взялся удовлетворить спрос всех желающих. Но сдержать обещаний ему не удалось. Трансмиссия не была готова из-за задержек с доставкой. Поспешность с производством вызвала и другие проблемы, полуавтоматическая трансмиссия оказалась не столь надежной, как ожидалось, и поломки вскоре охладили пыл покупателей.
К сожалению, к моменту появлению этой модели металлургия ещё не была достаточно развита, в некоторой степени конструкция машины опередила своё время.
Американский ретро автомобиль Cord 810 полон всяческих интересных новинок. Многие его конструкторские особенности использовались позже в других моделях. Никогда раньше ни одна машина в Штатах или где-нибудь ещё не была настолько технически передовой на момент своего дебюта. Cord 810 хвалили за инновации, а Гордона Миллера Бьюрика за уникальный и неповторимый дизайн.
Однако это было период Великой депрессии, и ни один автомобиль с сомнительной надежностью не смог его пережить, в 1937 году компания Cord закрылась навсегда.
Cord 810 стал последним смелым шагом производителя и позволил ему исчезнуть на пике популярности.
В начале 50-ых годов музей современного искусства в Нью-Йорке внес ретро автомобиль Cord в список самых красивых кузовов. В целом, американский ретро автомобиль Cord 1936 года является не только воплощением обтекаемости дизайна 30-ых годов, но и технического совершенства того времени.
Сегодня уже ясно, что Гордон Бьюрик был не только американским инженером высокого уровня, но и талантливым художником. Обаяние его творения опередившего время не проходит уже более полувека. В 1999 году Бьюрик был назван одним из лучших автомобильных конструкторов века за работу над Cord 810.
Весьма симпатичная машина в свое время )) в России редко такое увидишь…
Еще и не видел, кто бы фото показал.
На Победу похожа машина. Так-то, конечно, американские ретро тачки красивые!