ЗИС-5 «Трехтонка»


ЗИС-5 Трехтонка  Героическая «Трехтонка» ЗИС-5 остался в памяти, как один из двух советских грузовиков 30-х – 40-х годов прошлого века, чьи заслуги трудно переоценить. Наряду с «Полуторкой» он являлся основным «автотружеником» во время Великой Отечественной Войны. Без преувеличения, ретро авто ЗИС-5 можно назвать одной из самых интересных страниц истории советского автомобилестроения.

Поистине, ЗИС-5 был культовым грузовиком времен Великой Отечественной Войны. В народе он получил уважительные прозвища «Захар», «Захар Иванович», «Трехтонка» или «Трёшка».

Советкий авто ЗИС-5 Трехтонка

Основным заводом, занимавшимся выпуском ЗИС-5, был завод им. Сталина, причём все детали были исключительно отечественного производства. По количеству выпускаемых грузовиков он уступал лишь знаменитому ГАЗ-АА «Полуторке», настолько он был популярен в Советской Армии и в народном хозяйстве.

АМО-Ф15 - прототип ЗИС-5

Прототипом ЗИС-5 «Трехтонки» считается грузовик АМО-Ф15. В то далёкое время грузовиков катастрофически не хватало, масштабы производства Ф-15 были очень малы. Завод АМО выпускал автомобили до 1931 года, но ещё раньше всем было понятно, что машина морально и технически устарела. Валюты для приобретения машин из-за границы не было, и было принято решение строить собственные.

Прожектор на базе ЗИС-5

 В 1933 году после автопробега Москва-Каракум-Москва, где участвовали машины АМО-3, грузовик решили модернизировать, и его дальнейшая усовершенствованная версия получила название ЗИС-5. Так «Трехтонка» была поставлена на конвейер без предварительной разработки и сборки опытного экземпляра 1 Октября 1933 года.

На машину сразу был установлен удачно сконструированный выносливый двигатель. Все его детали инженеры постарались сделать такими прочными, что даже при самом неумелом ремонте, повредить, а тем более сломать, их было почти невозможно. Всего около 4,5 тыс. деталей входило в ЗИС-5, что позволяло разбирать и ремонтировать её практически без использования спецоборудования.


ЗИС-5 на гусеницах

Именно благодаря своей исключительной ремонтопригодности ретро авто ЗИС-5 и были столь популярны в народе, да и по своей надежности им не было равных, как говорят сейчас: машина была «не убиваемая». Вдобавок, имея собственный вес 3 тонны, ЗИС-5 мог брать до 5 тонн груза, плюс 3 тонны в прицепе.

Имея превосходное сочетание параметров двигателя, точно вымеренные размеры кузова и идеально подобранные передаточные числа в трансмиссии, ЗИС-5 по своим характеристикам приближалась, чуть ли не к полно приводным вездеходам.

Бензовоз ЗИС-5

При полной загрузке Трехтонки, 77% всей её массы ложилось на задний мост, отчего находясь на слабом грунте или даже на мягкой почве, она отлично справлялась с плохим качеством дороги. Этому ещё способствовали колеса большого диаметра.

Следует отметить, что двигатель объёмом 5,555 литра и мощностью 73 л. с. не имел проблем с запуском в любую погоду. Аппетит у него по нашим меркам был «зверский» — 33 литра на 100 км. Но кто тогда думал о расходе? Использовался бензин марки А-55, а в жаркую погоду машина вообще могла ездить даже на керосине. В отличие от «Полуторки», где бензин поступал самотеком, в ЗИС-5 уже стоял бензонасос.

ЗИС-5 «Трёхтонка»

Стоить отдать должное эластичной раме «Трехтонки». Работая словно рессора, она помогала колесам и подвеске плавно преодолевать неровности дороги. Такая эластичность рамы достигалась благодаря особой термообработке и отсутствию сварных швов; поперечины для придания жесткости и другие различные детали рамы не приваривались к лонжеронам, а  крепились клёпочным соединением.

На базе ЗИС-5 создавались и другие советские автомобили, так называемого, «специального назначения для народных нужд». Это были и автобусы, и пожарные автомобили, и передвижные типографии, и передвижные госпитали и даже передвижные мясокомбинаты, а также снегоочистители и бронемашины и многие другие модификации. На некоторые Трехтонки устанавливались прожектора ПВО и зенитные пушки.

Трехосный ЗИС-5 «Трёхтонка»

Чего только не придумывали конструкторы, и как только не модифицировали они ЗИС-5! Даже вместо бензинового двигателя устанавливали газогенераторы – от чего они могли ездить на дровах и угле.

В армии чаще всего ЗИС-5 использовался для перевозки военнослужащих, а так же в качестве передвижных медицинских пунктов и хирургических отделений. Любопытно и то, что машину пробовали устанавливать на железнодорожное полотно, и некоторые экземпляры ездили-таки как по обычным дорогам, так и по рельсам.

Автобус ЗИС-8

В военное время советский автомобиль ЗИС-5 использовался в качестве бортового грузовика, причем универсального назначения. Но и это не основное его призвание; достаточно широко он использовался в качестве бензовозов, ремонтных летучек и спецфургонов для высших чинов. Кстати, ЗИС-5 послужил основой для создания трёхосного грузовика ЗИС-6, на которые устанавливались реактивные установки БМ-13, которые носили ласковое название «Катюша».

Катюша на базе ЗИС-6

Когда в 1941 году немцы подступили к Москве, завод спешно эвакуировали на Урал, где основался новый завод уже под названием Урал-ЗИС, причем головная конструкторская школа осталась в Москве. На уральском заводе двигатель получил дополнительную доработку, и теперь именовался как ЗИС-5М. После того как угроза взятия столицы миновала, производство грузовиков возобновились на заводе ЗИС в Москве.

ЗИС-5 «Трёхтонка» на лыжах

В послевоенные годы демобилизованная с военной службы «Трехтонка» нашла широкое применение и в мирное время, освоив гражданские специальности. В колхозах, а позднее и в совхозах ЗИС-5 был самым желанным грузовиком. Многие председатели мечтали иметь в своем автопарке с десяток таких машин. В эксплуатации они находились вплоть до конца 70-ых годов, но некоторые экземпляры исправно продолжают работать до сих пор.

Компания «SEVCO» реализует погрузочно-разгрузочную технику, складское оборудование и запчасти к ним на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего-Новгорода и многих других областей. Занимаясь продажей, сервисным обслуживанием и ремонтом погрузчиков уже более 20 лет, компания приобрела завидную репутацию успешного и надежного партнера у тысяч российских клиентов. Всем заинтересованным лицам достаточно позвонить по телефону, указанному на сайте комании, и получить всю интересующую информацию по вопросам сотрудничества.




Похожие статьи:

8 комментариев к записи “ЗИС-5 «Трехтонка»”

  1. sultan7:

    Да Русские молодцы, не знал что был такой на лыжах, как на последней фотографии.

  2. Evgeny:

    Ну вот могли же делать надежные машины! Почему тогда с легковыми так все печально?

  3. Вячеслав Захарченко:

    Кстати, один образцово отреставрированный ЗИС-5, собранный в Москве, установлен как памятник на автозаводе имени Лихачева

  4. Olga:

    История!!!

  5. Olga:

    Очень интересная статья!

  6. Александр:

    Вот что значит многофункциональность и надёжность.

    Особенно порадовала модификация с лыжами и гусеницей.

  7. Семен:

    Про модификацию, которая могла ездить по рельсам, слышу впервые. Занятно!

  8. Stp:

    Действительно легендарная машина! Видел вариант Катюши на полугусеницах, эта та же машина?

Оставить комментарий: