Зубило — это не только слесарный инструмент, но и народное прозвище первого отечественного переднеприводного серийного автомобиля ВАЗ-2108. Любую новую модель, особенно Жигули, в советские времена ждали с нетерпением. Выбора-то не было. Появившийся в 1984 году ВАЗ-2108 не был похож ни на что выпускавшееся в Советском Союзе ранее. Кстати, это полностью отечественная разработка, а не очередной рестайлинг Fiat 124.
Устроив революцию в рядах автовладельцев, «Восьмерка» навсегда разделила их на два лагеря: консервативно настроенных поклонников заднего привода и бескомпромиссных сторонников ведущего передка.
Проектирование нового автомобиля началось на ВАЗе в мае 1977 года, через пару лет приступили к его испытаниям, а 1985 году первые «Восьмерки» появились в продаже и стоили они 8346 рублей, что на полторы тысячи дороже классики. Парадокс в том, что у автомобиля два официальных названия: на внутреннем рынке Лада «Спутник», на экспортном — LADA «Samara», но оба не прижились в народе.
При сложенных задних сидениях и вместительном грузовом отсеке можно разместить почти полтонны багажа. Если поднять капот, то спереди видны стаканы, в которые упираются стойки передней подвески типа Макферсон. Такая её конструкция была в то время новшеством.
Силовой агрегат расположен поперек, для переднего привода это оптимальное решение. Коленчатый вал, валы коробки передач и привода, при такой компоновке, расположены параллельно, что сильно упрощает конструкцию.
Двигатель — карбюраторный, 4-х цилиндровый объемом 1300 кубиков. Для его доводки инженерам ВАЗ пришлось обращаться за помощью к иностранным специалистам фирмы Porsche и Fiat.
Длинные двери удобны для водителя и его соседа — пассажира. Пробираться на заднее сидение сложнее, но туда, чаще всего, сажают всепроникающих детей. Салон ВАЗ-2108 для того времени был необычен. Информативная приборная панель, интересные решетки воздуходувов вызывали интерес. Словом, всё было в новинку.
Поездка на переднеприводном автомобиле становилась 30 лет назад откровением для советских автомобилистов. На ходу машина вела себя совсем иначе, нежели привычная классика, очень динамичная, но управляемость ближе к иномаркам, ведь в ней впервые было применено реечное рулевое управление. Да и в салоне было непривычно тихо и комфортно.
Но в 2005 году производство ВАЗ-2108 было прекращено. Всего было выпущено около 900.000 таких автомобилей. Однако производство «Восьмерки» стало тем самым большим шагом отечественного автопрома, который сформировал тенденцию его дальнейшего развития на долгие годы вперед.