Авто коляска СМЗ С-3А – это, по сути, первый настоящий автомобиль для инвалидов в послевоенном Советском Союзе. После окончания ВОВ домой вернулись десятки тысяч искалеченных людей, лишенных ног и рук, и в знак заботы о советских гражданах, для их социальной реабилитации в обществе, Н.С. Хрущёв дал распоряжение бесплатно обеспечить всех инвалидов личным транспортом.
Ретро автомобиль, в нашем понимании, СМЗ С-3А выпускался серпуховским мотоциклетным заводом с 1960 году. Эта машинка, весом всего 425 килограмм, имеет длину 2625 мм, ширину 1316 мм, и высоту 1380 мм. Народ дал ей имя «инвалидка» или «Моргуновка» в честь всеми любимого фильма «Операция Ы» где, как известно, снимался СМЗ С-3А.
Все основные элементы управления этой малютки, такие как газ и сцепление, ручка переключения передач и ручка переключения поворотов расположены на руле. Причём рычаги газа располагаются с двух сторон на тот случай, когда необходимо повернуть руль, и одновременно ускориться. Большой рычаг тормоза находится справа от водителя.
Впереди под капотом, если его можно назвать таковым, хранится запасное колесо и кое-какие инструменты для срочного ремонта автомобиля в пути.
Одноцилиндровый, двухтактный двигатель СМЗ С-3А имеет мощность 10 лошадиных сил. Он был позаимствован у мотоцикла ИЖ-49, который в своё время был скопирован с немецкого мотоцикла DKW-350. Хочется отметить, что это очень надёжный двигатель, с его помощью машина разгоняется до 60 км/ч и выше. Конечно же, не за 10 и даже не за 20 секунд, а за значительно большее время, но ведь высокая динамика от такого автомобиля и не требуется.
Двигатель располагается сзади, и имеет принудительное воздушное охлаждение, а также электрический стартер. Там же сзади располагается 5-ти литровый топливный бак. Используется, как правило, бензин А-72 или А-76, разбавленный моторным маслом.
Двери этого ретро авто открываются навстречу движению. Вопреки внешним данным, внутри салона, если его можно назвать таковым, достаточно просторно. Удобные мягкие кресла обшиты плотным дерматином. Места для ног, у кого они есть, предостаточно. На передней панели, из приборов имеется лишь спидометр и прибор, показывающий уровень зарядки аккумулятора. Справа расположен не большой бардачок, сверху, на лобовом стекле, моторчик привода дворников и козырёк из текстолита.
Авто коляска СМЗ С-3А имеет независимую подвеску и барабанные тормоза на четырёх колёсах. Ко всему прочему, это ещё и кабриолет. Его крыша — это натянутый прорезиненный тент, который легко снимается и укладывается за сиденьями, не выходя из салона.
Все машины красились в одинаковый голубоватый или темно-серый цвет, и что характерно, её внешний дизайн, абсолютно уникален, т. е. не содран с другой иностранной модели, как это было принято в те годы. Её предшественница мото-коляска имела трёх колесную базу, но из-за своей неустойчивости была снята с производства.
И даже сейчас, при желании, автомобили СМЗ С-3А можно отыскать и приобрести для своей коллекции. Его стоимость, относительно состояния, не высока. В пределах 2-х – 3-х тыс. долларов можно приобрести этот ретро автомобиль у владельцев, тем более что он у них давно уже стоит без надобности, реставрированные образцы могут стоить и 10, и 15 тысяч долларов. Сейчас на смену СМЗ С-3А уже давно выпускают автомобили Ока, более комфортные и более надёжные в плане использования.