На вопрос, как вы относитесь к торговле алкоголем на АЗС, многие водители отвечают, либо отрицательно, либо категорически отрицательно. За время опроса не удалось найти ни одного автолюбителя, который бы в той или иной мере высказался за возвращение спиртных напитков в магазины заправок. К слову, запрет на его продажу был введен ещё в 2011 году в рамках борьбы с пьянством за рулем.
С тех пор прошло 6 лет. Однако за это время число нетрезвых водителей на наших дорогах не только не сократилось, а наоборот, увеличилось. Для сравнения: в 2010 году было совершено 11 813 ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, в 2011 году, когда был введен запрет на продажу алкоголя на АЗС, – 12 252 ДТП, в 2016 –16 835 ДТП с участием пьяных водителей.
В «Независимом топливном союзе» сделали вывод, что дело не в запрете. А значит, компаниям надо вернуть право торговать спиртным на заправках. Сейчас продажа сопутствующих товаров на АЗС составляет 15% от общей прибыли. По словам владельцев заправок, доходность бизнеса снижается с каждым годом, поэтому они вынуждены искать дополнительные источники дохода.
Доводы кажутся убедительными, тем более что топливные компании давно жалуются на убыточность розничной торговли. Возможно это и так. Хотя автомобилисты никак не могут понять, почему цены на бензин только растут, даже в условиях только дешевеющей нефти.
По мнению экспертов, жалобы заправщиков на тяжелое финансовое положение лишь способ добиться возвращения алкоголя на заправки. Статистика, которой апеллируют в «Независимом топливном союзе» ещё ни о чем не говорит. Если бы до сих пор существовала торговля алкоголем на АЗС, число пьяных аварий было бы ещё больше.
В психологии есть такое понятие, как «пограничный потребитель» (75-80 процентов от общего числа потребителей). Именно они максимально подвержены соблазну купить алкоголь на АЗС. С этим согласны многие водители. Хотя, казалось бы, что в этом плохого продавать алкоголь в магазине заправки, ведь в обычные магазины многие автолюбители тоже ездят на машине, в том числе за спиртным?
И, в самом деле, отрицательную роль играет наша психология или российский менталитет. Спиртное для наших людей (не для всех, конечно), как красная тряпка для быка – увидел, которое подешевле, обязательно надо купить. А уж коли купил, появляется большой соблазн попробовать алкоголь за рулем.
Так быть или не быть алкоголю на АЗС? С одной стороны, запрет на продажу, если верить статистике, кажется неоправданным, с другой – есть риск ещё больше её испортить. Ведь сами автолюбители признаются, что в их рядах найдутся те, кто неправильно расценит этот сигнал. Взвесить все «за» и «против» предстоит депутатам. Последнее слово остается за Госдумой.