Стояночный тормоз или «ручник» — один из важнейших элементов тормозной системы. По мере совершенствования автомобилей он тоже развивался. Сначала рычаг торчал из пола справа от водителя, затем он видоизменился и перекочевал под торпедо, потом превратился в изящную ручку между передними креслами. Сегодня у многих моделей это обычная кнопка, рядом с селектором АКПП. Давайте выясним, поменялось ли предназначение ручника, и в каких случаях им нужно пользоваться.
Современные автомобили всё чаще оснащаются автоматической трансмиссией, в которой режим «паркинг» является почти аналогом стояночного тормоза. Что же касается механики, то многие оставляют авто просто на передаче. Но ручной тормоз до сих пор никто не отменял, а значит, он все-таки нужен.
А что говорят об этом ПДД? В правилах дорожного движения конкретно не оговаривается требования постановки автомобиля на стояночный тормоз. Значит, его роль в другом – в усилении тормозного момента во время стоянки автомобиля путем блокировки задней оси.
В обычных условиях проблем не возникает. Другое дело, если вы паркуетесь на подъёме или спуске, тем более, когда автомобиль загружен и одного паркинга или передачи может не хватить. В таких случаях машина ставится на стояночный тормоз. С ним можно быть уверенным, что машина не сдвинется с места.
На сегодняшний день существует два варианта стояночного тормоза. Первый – механический – включается привычным рычагом. Просто и надежно. Но он неудобен, когда трогаешься в горку. Это хорошо знает любой, кто недавно сдавал на права, здесь требуется навык. Второй – электромеханический, где блокировка производится с помощью электромотора. Он взаимодействует с электронными системами автомобиля, которые упрощают ситуацию.
После снятия ноги с педали тормоза плавно прибавляйте газ, и через какое-то мгновение машина без рывков и скатывания начнет движение.
Активируется он, как правило, клавишей. В базе устанавливается на машинах бизнес-класса и выше. На автомобилях попроще это обычная прерогатива топовых версий. На самых современных моделях стояночный тормоз включается автоматически при переводе коробки в режим «паркинг», и отключается при переводе в режим «драйв».
Обе эти системы работают не заметно. И если сегодня их активирует водитель, то в будущем управление ими полностью возьмет на себя бортовой компьютер.