В Советском Союзе с 50-ых годов мотоциклы для местного передвижения были своеобразной палочкой-выручалочкой. Ведь сеть общественного транспорта только-только начинала развиваться. Плюсов у мототехники, к тому же с коляской, было много, тем более передвигаться на ней чаще всего можно было почти круглый год на расстояние до 200 километров.
Одним из самых крупных мотозаводов в СССР был Ижевский машиностроительный. ИЖ Юпитер-5 выпускался с 1985 года. Одновременно производилось несколько моделей:
- Стандартная версия ИЖ Юпитер-5 была без коляски.
- Вторая модификация «Турист» имела боковой прицеп и обозначалась как 5Т.
- Третья называлась «Люкс». У неё был небольшой обтекатель, заводские дуги безопасности и багажник.
Наш мотоцикл стандартной модификации 1992 года. Переднее крыло – хромированное. Бак – измененной формы с резиновыми накладками. Его объём – 18 литров. Сидение – длинное, одноуровневое, двойное. Под ним расположены бардачки: правый – для инструментов, в левом находится аккумулятор.
Мотор – 2-х цилиндровый, 2-х тактный, воздушного охлаждения объёмом 350 куб. см. У него изменилось ребрение цилиндров и их головок. Две выхлопные трубы расположены ниже подножек, чтобы обезопасить пассажира от возможных ожогов. Их крепление к цилиндрам стало фланцевым.
Мощность по сравнению с предыдущей моделью ИЖ Юпитер-4 снижена с 28 до 24 лошадиных сил. Но крутящий момент при более низких оборотах заметно вырос. Это позволило лучше передвигаться по бездорожью.
На руле: фара, поворотники, 2 зеркала заднего вида и необычная приборная доска, представляющая собой 2 объединенных цилиндра: на одном – контрольные лампы, на втором – спидометр, который отображает не только общий, но и суточный пробег.
Мотоцикл трогается легко, но разгоняется медленно. Коробка передач – 4-ступенчатая, переключается ножным рычагом с полуавтоматическим и ручным выжимом сцепления. Очень удобно!
Передвигаться на Юпитере-5 достаточно комфортно благодаря передней телескопической вилке с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Тормоза – барабанного типа с механическим приводом – достаточно эффективны. Максимальная скорость без коляски 125 км/ч.
Цена на ИЖ Юпитер-5 по тем временам была достаточно невелика – чуть больше 1000 рублей – отсюда и популярность в народе. Поэтому выпускался он в больших количествах. Их и сегодня можно встретить на наших дорогах.