Нюся, или Нюська — в Советском Союзе этот микроавтобус именно так и называли. Настоящее же имя этой малютки Nysa 522. В 1951 по заданию партии польская фабрика по производству мебели переориентировалась на производство автомобильных кузовов, и уже спустя некоторое время приступила к выпуску небольших автобусов Nysa (Нюся).
Фабрика в связи с новым производством получила название «FSD» — Fabryka Samochód Dostawczy, или по-русски – Завод Развозных Автомобилей. В 1968 году появляется полукапотная модель Nysa 521, грузоподъёмностью 850 килограмм, а в 1976 году на смену пришла Nysa 522.
Но изменения были настолько не большие, что машины легко было перепутать. В то время Нюся считалась вершиной комфорта. Но если купить Опель Виваро в Польше и сравнить модели, то современный микроавтобус по всем параметрам превосходит раритет.
Микроавтобус базируется на агрегатах «Варшавы» — модернизированной версии нашей «Победы». Панорамное лобовое стекло Nysa 522 удивляет своей высотой, и состоит из двух половинок. Это и удобно при ремонте, и смотрится стильно. Небольшой капот делает мордочку Nysa 522 изящной. Но дело даже не в красоте. За счёт него удалось немного выдвинуть вперёд мотор из салона, существенно освободив там место.
Кузов микроавтобуса имеет округлые очертания. В салоне всего 10 посадочных мест. Крыша имеет несколько вентиляционных лючков. Приборный щиток достаточно высоко возвышается над торпеда. Водителю и переднему пассажиру очень свободно, за счет сдвинутого мотора.
Он тут под защитным кожухом; имеет четыре цилиндра и верхнеклапанную головку. Очень «мягкий» и спокойный двигатель, объёмом 2,1 литра и мощностью 70 лошадиных сил, способен легко разогнать Nysa 522 до 100 км/ч.
Привод сцепления – механический, отчего немного туговат; коробка передач трёхступенчатая. Скоростной Nysa 522 не назовёшь, зато она очень маневренна и идеально подходит для городских улиц.
Сегодня родные детали для этих микроавтобусов дефицит, но, к счастью, агрегаты горьковского завода подходят к нему с минимальными переделками.
Эти автомобили поставлялись в Венгрию, Чехословакию, Кубу, Камбоджи, Вьетнам, Финляндию, Турцию, Гану и многие другие страны. Но основным потребителем этих уникальных на тот момент микроавтобусов был, конечно же, наш Великий Советский Союз.
Nysa 522 встречались в самых отдалённых его областях. Кстати, «Нюську» можно увидеть в советских фильмах: «Сицилианская защита» и «Тайны модам Вонг».
Последняя модель сошла с конвейера 3 февраля 1994 года, а в 1996 году предприятие, выпускавшее легендарных «Нюсек», выкупила автомобильная компания Daewoo. Но в памяти тех, кто имел дело с этим микроавтобусом остались только положительные эмоции. Более того некоторые Nysa 522 (Нюськи) и до сих пор исправно работают.
Это раньше так маршрутки выглядели?
Жесть =)
Маршрутками они никогда не были, а в эксплуатации они были гораздо проще и дешевле убогих газелей, по комфорту, кстати, тоже им не уступали. В 1980-м работал на такой. Отличная машинка!
Машинка просто классная… она есть у меня. Я еще ездию на ней вот только передача трех ступенчатая не разогнаться… вот и минус… а в остальном все супер….
Простой, экономичный микрик. Не сложней чем Тоета, Мерсик или Пыжик. Жалко что поменяли на Уаз. Но нужна была проходимости.
С удовольствием прокатился бы на Нюсе :))
никогда не видел таких маршруток))) они еще существуют?)
Очень мило выглядит, хотя мне кажется, что в эксплуатации она была ужасной, как и большинство автомобилей советской эпохи).