Производители кузовов автомобилей во всем мире для уменьшения потерь мощности делают ставку на легкие и прочные материалы. Но возрастающие требования к безопасности, комфорту и мощности двигателей приводят к увеличению веса машин. Для сравнения, ещё в 1974 году Фольксваген Гольф весил всего 775 кг, но сегодня эта цифра возросла вдвое и уже составляет 1770 кг.
В производстве новых спортивных автомобилях Audi делает ставку на облегченную конструкцию кузова автомобиля. Инженеры из Некарзульма являются пионерами в производстве кузовов из алюминиевого сплава. Они стараются добиться минимального веса при сохранении функциональных возможностей кузова.
Для осуществления этой идеи алюминиевые сплавы подходят, как ни что другое. К тому же, они заметно облегчают кузовной ремонт и способствуют снижению энергозатрат автомобиля. Кроме того, существуют новые материалы на базе высокопрочной стали, фиброполимеров, а так же конструктивные детали из магния, широко применяемые в производстве кузовов автомобилей.
Современная автомобильная промышленность уже немыслима без алюминия. Он широко используется в производстве листового металла, литых деталей, литого профиля и доступен во многих вариантах. Его доля рециклирования — 90 процентов и экономия за счет уменьшения веса шасси до 40 процентов выгодно выделяют его на фоне традиционных материалов.
Использование любого специального сплава требует применения особенных технологий в производстве, покраске, лакировке и полировке кузова автомобиля, ведь различные материалы по-разному ведут себя на одной и той же детали. Кроме того, должны учитываться объединенные антикоррозионные свойства кузова.
Ученые из института «Технологии обработки давлением» при Дортмундском университете проводят фундаментальные исследования в сфере инструментальных систем. Они пытаются удовлетворить все возрастающий спрос на облегченные конструкции автомобильных кузовов, разрабатывая инновационные и индивидуальные технологии обработки листового металла. Невзирая на сложность всех задействованных процессов при создании кузова автомобиля, они пытаются сделать свою продукцию, как можно более, промышленно-универсальной.
Разработка облегченной конструкции кузова автомобиля требует использование ухищренных технологий. Например, нужно уметь предвидеть возможное взаимодействие между собой различных материалов. Для получения нужных сплавов ученые из Дортмунда делают опыты с композитными листовыми заготовками и профилем.
Речь идет о пластинах различной толщины, используемых для производства прочных бамперов кузовов автомобилей. В зависимости от нагрузки, они по-разному подгоняются. Кроме того, ученые тестируют полностью автоматизированные прессы для профильного прессования стержней и труб из сложно моделируемых материалов.
Другие производители кузовов автомобилей делают ставку на силу воды. Алюминиевые, стальные и магниевые листы формируются с использованием гидравлической вытяжки, когда трубы или листы вытягиваются с водно-масляной смесью в закрытом профильном штампе. Это позволяет изготавливать взыскательный дизайн кузова автомобиля из чувствительных и легких металлов, сохраняя при этом их высокую устойчивость в соответствии с требованиями по безопасности автомобиля.
Автомобильная промышленность все больше требует от своих поставщиков обеспечить возможности производства более сложных, уникальных, конструктивных элементов кузова автомобиля, причем иногда в разовом исполнении. Например, требование Däumler к качеству покрытия кузовов автомобиля класса люкс Maybach очень высоки. Поэтому их крыши изготавливаются только методом гидроформинга.
В прессе мощность 100 тысяч кН лишь водно-масляная смесь воздействует на поверхность металла, формируя кузов автомобиля. Благодаря этому, поверхность алюминиевых листов остается почти идеально гладкой. В связи с этим, перед станкостроительной промышленностью поставлена задача: обеспечить легкие кузова автомобилям среднего класса и малолитражек.
В будущем кузов автомобиля будут производиться по смешанному принципу, т. е. из комбинации стали, алюминия, магния и фиброполимеров. И задачей конструкторов является создание технологий для его производства с минимальными затратами. Наука и промышленность будут и дальше пытаться уменьшить вес кузова автомобиля чтобы экономить материалы и энергию с увеличением мощности. Учитывая постоянные споры о рентабельности производства, использовании энергии и защите окружающей среды, производство легких конструкций кузовов будет только развиваться.