Плюсы автомобильного путешествия очевидны: ощущение полной свободы, бесплатные красоты нашей необъятной страны, возможность окунуться в атмосферу российской глубинки и прочее, прочее. К тому же где не встанешь – везде дом. Сегодня окна выходят на бескрайние степи, завтра – на море, послезавтра открывается чудесный вид на горный пейзаж.
Как правило, автомобильные путешественники начинают свой путь с Юга на Восток. Останавливаются на пару дней в крупных городах, снимают главные достопримечательности, пробуют национальную кухню, общаются с местными жителями, насыщаясь атмосферой доброжелательности.
От гостиниц и отелей такие путешествия не зависят. Туалет и спальня есть в большинстве домов на колесах. По сути, главный расходник только горючее. В некоторых регионах, конечно, есть перегоны, на которых нет заправок на тысячи километров. Правда, проблема решается дополнительным запасом – в прицепе места хватает.
Куда сложнее тем, кто путешествует на обычном автомобиле, а таких абсолютное большинство. Внедорожник, минивэн, микроавтобус – машины может быть большие и вместительные. Но в них все же нет ни ванны, ни удобной кровати. А между тем бытовые вопросы решать как-то нужно.
Во сколько обойдется путешествие к морю по платной трассе М4
Например, автомобилисты жалуются, что в России нет ни одной придорожной АЗС, где можно было бы постирать вещи. Для этого нужно, либо снимать гостиничный номер, либо квартиру на сутки. Только гостиницы есть не везде. К тому же дополнительный заезд в отель может лишить автопутешествие важного преимущества – экономности.
Удачные примеры инфраструктуры для автопутешественников, конечно, тоже есть. Например, миниотель в Липецкой области. Всего 5 номеров, но зато есть своя парковка, кухня для самостоятельного приготовления пищи и крайне бюджетная стоимость ночлега – от 1200 рублей в сутки на 1 человека. Много ли таких в России?
Эксперты проанализировали 7 главных автомобильных маршрутов страны и обнаружили явную неравномерность размещения инфраструктуры. В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 60 мини отелей.
Только подавляющее большинство из них сконцентрированы возле мегаполисов: Москва, Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Краснодар и пр. Очевидно, что бизнес не хочет рисковать, размещая объекты придорожной инфраструктуры на менее популярных маршрутах, по крайней мере, без дополнительной мотивации.
На мой взгляд, решение может быть только одно – различного рода поощрения бизнеса со стороны государства: бесплатное выделение земель, налоговые послабления. Но для того чтобы поддерживать развитие автотуризма официально, сначала он должен появиться в правовом поле, а это уже вопрос к законодателям.