Зима – самое сложное время для водителей. На дороге то лед, то снег, то слякоть. Да и движение сегодня по динамике и скорости уже мало отличается от летнего. Управлять автомобилем в таких условиях не просто, и статистика ДТП это подтверждает. Конечно, имеет значение резина. Поэтому производители шин постоянно совершенствуют её состав, разрабатывают новые рисунки протектора, формы и схемы расположения шипов.
Но и разработчики автоэлектроники не стоят на месте, создавая системы, которые помогают управлять автомобилем. К ним, в том числе, относятся так называемые антипробуксовочные и противозаносные системы. Давайте разберемся, как они работают, в каких ситуациях без них не обойтись, и почему иногда их рекомендуют отключать.
У разных брендов эти системы обозначаются по-разному.
- Антипробуксовочные – ABS, ASR , TCS, TRC, ETC, DTS, STC, TRACS
- Противозаносные – ESP, ESC, VSC, VDC, DSC, DSTC, ATTS
И хотя названия у них отличаются, принцип работы почти одинаковый. Антипробуксовочные системы эффективны при разгоне и на малых скоростях, помогают сохранить управляемость и сцепление с дорогой.
Принцип работы
Специальные датчики отслеживают скорость вращения ведущих колес. Как только одно из них прокрутится, даже на четверть оборота быстрее других, электроника расценит это, как потерю сцепления с дорогой. Система тут же срабатывает, и сама его притормаживает, одновременно передавая крутящий момент на другие ведущие колеса. Кроме этого бортовой компьютер заставляет работать двигатель в натяг, что выравнивает траекторию движения машины.
Противозаносные системы пришли позже и считаются более умными. Они устанавливаются в основном на автомобили бизнес-класса и выше, как правило, с полноприводной трансмиссией.
Принцип работы
В отличие от антипробуксовочных систем, противозаносные системы работают на средних и высоких скоростях, не давая автомобилю сорваться в занос. Дополнительные датчики боковых ускорений чутко контролируют движение машины. Они улавливают боковое скольжение, едва колеса попадают на проблемный участок дороги. Система, в зависимости от ситуации, определяет, какое именно колесо и несколько надо подтормозить.
Но идеального ничего нет, и иногда их рекомендуют отключать для того чтобы преодолеть препятствие, отбуксировать автомобиль, подняться на возвышенность и т.д. То есть в тех ситуациях, когда от автомобиля требуется максимальное тяговое усилие.
Но какими бы дополнительными системами не был оснащен ваш автомобиль, это все-таки не стопроцентная гарантия защиты от ДТП. В первую очередь, нужно правильно оценивать свои способности, а уж потом полагаться на возможности автомобиля.