Белорусам, помимо тяжелых карьерных самосвалов БелАЗ, есть чем гордиться. Со времени своего появления, грузовики МАЗ покорили пески Сахары и снега Крайнего Севера, тропики Африки и джунгли Юго-Восточной Азии, их знают на Дальнем Востоке и в Латинской Америке. От землянок, цехов под открытым небом и неудержимого стремления к мечте был пройден долгий путь к лучшим грузовым автомобилям в мире.
Бренд «МАЗ», как и КАМАЗ, не растворился на постсоветском пространстве, не сгинул в хаосе 90-ых, остался на плаву и успешно конкурирует на мировом автомобильном рынке тяжелых грузовиков. Как и грузовой автосервис ЮВАО Москвы, осуществляющий ремонт сцепления КамАЗ, подвески, тормозной системы и ходовой, заводы МАЗ успешно ремонтируют любые неисправности своих грузовиков.
История завода МАЗ началась сразу после Великой отечественной войны. После освобождения Минска, 9 августа 1944 года Государственным Комитетом Обороны было вынесено постановление о начале строительства автосборочного завода. И уже в октябре 1947 года «стальной зубр зарычал» — завод выпустил первые 5 МАЗов.
Начиная с 1948 года, на заводе МАЗ было организовано серийное производство грузовиков. А спустя 3 года завод выпустил уже 25 000 машин при плане в 15 000. Но это, можно сказать, были только первые шаги. В цехах МАЗа тем временем уже рождался гигант — собирался первый 25 тонный самосвал. Его мотор обладал мощностью 300 лошадиных сил, а колесо имело диаметр 1 метр 70 сантиметров.
Но история завода МАЗ — это ещё и история триумфальных побед. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года высшей наградой был отмечен первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ 530. Тогда это была сенсация в отечественном автомобилестроении. Таких машин страна ещё не делала. Более того, таких машин не делал ни один завод Европы.
В основном, эти самосвалы работали в открытых карьерах. Невозможно подсчитать количество грузов, которые перевезли автомобили этой легендарной марки. Но можно с уверенностью сказать, что ни одна стройка советской эпохи не обходилась без этих грузовиков.
В то же время завод стал выпускать автомобиль МАЗ 500 совсем не похожий на обычные. Эти машины грузоподъемностью 7 и 7,5 тонн были спроектированы по схеме «кабина над двигателем», доступ к которому осуществлялся через поднятую кабину. В ней, к слову, на случай дальних рейсов, появилось спальное место для второго водителя.
Сегодня завод МАЗ является головным предприятием объединения «БелавтоМАЗ». Он включает в себя все виды сборочных технологий, необходимых для работы крупного машиностроительного завода. Всего на заводе выпускается более 400 различных модификаций автомобилей, которые с удовольствием покупают в 50 странах мира.
Последние большегрузные автомобили МАЗ в полной мере соответствуют стандартам: ЕВРО 2, ЕВРО 3, ЕВРО 4, ЕВРО 5. В автомобилях воплощены более прогрессивные конструкторские решения, которые позволяют им конкурировать с лучшими мировыми аналогами. Главная составляющая успеха это, конечно же, люди. Качество и надежность минского автогиганта обеспечивается трудом многотысячного коллектива рабочих и инженеров объединения.
Сегодня на заводе МАЗ работает около 20 000 человек, а общее число сотрудников объединения около 37 000 человек. Профессионализм, помноженный на огромный научно-технический потенциал, грамотное управление, а самое главное, преданность любимому делу и гордость за свою профессию позволяют белорусам успешно развивать отрасль автомобилестроения.