В стремлении сделать автомобиль не только быстрым, но и безопасным, производители ещё с середины прошлого века начали разрабатывать системы, позволяющие обеспечить контроль над машиной в любых условиях. Одна из таких ESP — система курсовой устойчивости или система динамической стабилизации автомобиля. Под этим названием объединен целый оркестр из функций различных систем.
В систему ESP входят: штатная тормозная система, система управления двигателем, система ABS, электронные датчики, считывающие скорость и вращения колес, положение рулевого колеса и давление в тормозной системе. У каждого бренда этот набор называется по-разному: ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC и прочее, но суть везде одна. Основная задача системы курсовой устойчивости ESP сделать так, чтобы автомобиль двигался по строго заданной траектории без заносов и «рыскания» по дороге.
Как же работает система ESP? Управляя автомобилем, водитель задает траекторию движения поворотом руля. Электронные датчики считывают информацию и передают её в бортовой компьютер, который, регулируя давление в тормозных цилиндрах колес, начинает притормаживать то колесо, которое может спровоцировать занос. Если этого недостаточно система снижает обороты двигателя, уменьшая тягу на ведущие колеса, тем самым исправляя ошибки водителя.
Если система не была включена, то во время движения на скользких участках может начаться проскальзывание одного из колес. И если на это не обратить внимание, автомобиль занесет со всеми вытекающими последствиями. Однако не мало случаев, когда система ESP не помогает. Например, если вы застряли в снегу, в грязи или в песке, то ESP будет только мешать. И чтобы выехать, её нужно отключить.
А можно ли установить систему ESP на автомобиль, выпущенный изначально без неё? Для этого нужен новый гидроагрегат, недостающие детали, а самое главное, доступ к программам блока управления. Переделывать придется пол автомобиля. В общем, это практически невозможно.
А как обстоят дела с новыми автомобилями? При получении сертификата на автомобиль в Российской Федерации, наличие системы ESP является обязательным условием. Это правило ввели в январе 2015 года, и, на мой взгляд, очень правильно сделали. Оно, кстати, касается вех новых машин и отечественного, и импортного производства.
Но, к сожалению, система ESP не панацея, особенно для тех водителей, которые любят скорость и адреналин потому, что на экстремальные условия она не рассчитана. А вообще, хотелось бы, чтобы все системы отвечающие за безопасность: и активные, и пассивные, были обязательными в базе любого класса автомобилей.
И в заключении предлагаю посмотреть видеоролик, как работает систем ESP: