Весной 1948 года Горьковский автомобильный завод имени Молотова получил задание от советского правительства разработать новый легковой лимузин. Через 2 года с конвейера завода сошла первая партия автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ. За последующие 10 лет было выпущено 21 527 машин. К слову, это первый в Советском Союзе представительский автомобиль, у которого, вместо рамы, несущий кузов.
Даже по сегодняшним меркам автомобиль смотрится внушительно. Его длина составляет 6 метров. На кузове много хрома – тогда это было престижно. Длинный капот и расширенные задние крылья придают облику машины подчеркнутую стремительность.
Тип кузова – лимузин. Двигатель – объемом 3,5 литра, отдачей – 90 лошадиных сил. Привод – задний. Трансмиссия – 3-ступенчатая механика. Цена автомобиля – 40 000 рублей. Чтобы заработать такую сумму в 50-е годы, нужно было работать 5 лет.
На передке кузова красуется олень – это символа Нижнего Новгорода. Сейчас атрибут всем известен, а тогда он впервые появился на ЗИМ. Передние двери распахиваются по ходу движения, задние – против. Теперь салон.
Удивительно, с виду машина большая, а внутри места, вроде как, мало. Сиденья с низкой посадкой. О водителе тогда не думали, он был, скорее, частью интерьера, чем хозяином положения.
Все удобства салона были сосредоточены исключительно сзади, где располагались народные избранники: депутаты, чиновники, высокопоставленные служащие и прочий номенклатурный люд.
Даже по современным меркам в салоне комфортно. На панели приборов: часы с недельным заводом, электрический прикуриватель (такие же есть по бокам задних дверей для пассажиров), система отопления салона с подводом теплого воздуха к заднему ряду.
Огромный багажник вмещает 410 литров. В нем «живет» полноразмерная запаска и инструменты. Конечно, в ГАЗ-12 мешки с картошкой не грузили, но для пары больших чемоданов место предостаточно.
Впервые на ЗИМ применили гидромуфту вместо традиционного маховика. Это, если хотите, дедушка автоматической трансмиссии. Данное новшество позволяет плавно трогаться со второй передачи. Достаточно отпустить педаль тормоза, и машина начинает двигаться, нет – плыть.
Коробка передач – 3-ступенчатая. Но, что интересно, на второй передаче можно проехать весь путь. Третья нужна только на скоростной трассе, да и то чтобы разогнаться больше 80 км/ч.
Несмотря на внушительные габариты, радиус разворота позволяет развернуться на дороге за 5 маневров. Спасибо большому углу поворота колес. А вот обзорность, честно говоря, плохая. Зеркала заднего вида маленького размера, через них почти ничего не видно.
Зато плавность хода у лимузина потрясающая. На неровности и ямы двухтонная машина практически не реагирует. В повороты входит плавно, правда, немного наклоняется, но это картину не портит. Тормоза – надежные. Но к ним надо привыкать, усилителя-то нет.
Не влюбиться в ГАЗ-12 ЗИМ невозможно. Это настоящее произведение автомобильного искусства. Благодаря тому, что купить запчасти на «ЗИМ» ГАЗ-12 сегодня не составляет труда, машину до сих пор можно встретить на дорогах России и стран СНГ. Жаль, что современные отечественные модели растеряли его секреты.