Сегодня большинство легковых автомобилей и кроссоверов выпускаются с бензиновыми двигателями, причем от бюджетников до заряженных спортакров. У них есть свои плюсы и не мало. Такой двигатель легче, проще по конструкции, а значит, дешевле. При этом все современные варианты рассчитаны на бензин с определенным октановым числом: 92-ой, 95-ый, 98-ой, 100-ый.
Не часто, но бывает так, что на АЗС нет нужного топлива, и хочешь, не хочешь, приходится заправляться тем, что есть с октановым числом выше или ниже. Давайте разберемся, почему вредно заправляться бензином с другим октановым числом, чем это грозит двигателю и можно ли считать это компромиссом?
Само октановое число говорит не о качестве топлива, а о его детонационной стойкости, т.е. способности противостоять самовоспламенению при сжатии. Чем оно выше, тем выше порог детонации. Сначала о понижении.
Понятно, что лить 92 бензин в мотор, рассчитанный на АИ-100, – плохая идея. А если октановое число отличается незначительно? Например, на АЗС только 92 бензин, а вам нужен 95-ый, или есть 95-ый, а вам нужен 98 бензин?
Работой двигателя современного автомобиля управляет электроника, имеющая точные заводские настройки. Она контролирует момент детонации, число оборотов, состав воздушно-топливной смеси и пр. Поэтому если разница в октановом числе составляет 2-3 единицы, эксплуатация допускается, но не на постоянной основе.
А если ситуация обратная? Например, вам нужен 92-ой, а на заправке только 95-ый и 98-ой? При разнице в октановом числе в несколько единиц, так же допускается компромисс и тоже не постоянно.
А вот при значительной разнице возможны проблемы. В этом случае смесь в цилиндрах будет воспламеняться слишком поздно, и мотор будет работать неправильно. Вы это хорошо ощутите.
При этом детали цилиндропоршневой группы будут испытывать повышенные тепловые нагрузки, что приведет к быстрому износу и возможно даже к дорогостоящему ремонту. Так что по Сеньке и шапку…
Кстати, владельцам новых авто не стоит рассчитывать на гарантию, т.к., скорее всего, вам в ней откажут. И будут правы – это не вина изготовителя, а ваши умышленные нарушения правил эксплуатации автомобиля.
Поэтому чтобы такого не случилось, заведите привычку не доводить ситуацию до крайности, заправляйтесь только в проверенных местах заранее, примерно 3/4 бака.
Почему именно 3/4? Потому что на минимальном уровне топлива бензонасос начинает забирать в систему со дна всю муть и грязь, которая со временем может скопиться со всеми вытекающими последствиями.