Сегодня хочется рассказать вам об одном очень редком мотоцикле, который внес свою лепту в приближение великого Дня Победы, — мотоцикле Урал М-72. Решение о его производстве было принято ещё в начале 1940 года. Сборкой занимался Московский мотоциклетный завод, двигатель изготавливали на заводе ЗИС, коробку передач на заводе КИМ, задний мост и коляску на заводе ГАЗ, электрику на предприятиях Киржача и Владимира.
Первые серийные образцы появились весной 1941 года. Предполагалось такие мотоциклы делать в Харькове и Ленинграде, но планы спутала война. Спешным порядком оборудование для производства мотоцикла Урал М-72 летом 41-го было эвакуировано со всех заводов в уральский город Ирбит. Там станки устанавливались прямо под открытым небом и вытачивали на них детали, не дожидаясь возведения цехов.
Те мотоциклы, которые сохранились до сегодняшнего дня можно смело назвать ветеранами войны, т.к. с большой долей вероятности они воевали на различных фронтах. В целях маскировки их окрашивали в темно зеленый и черный цвет матового оттенка.
Наружная поверхность головок цилиндра двигателя гладкая, вся оплетка тросиков и проводков тряпичная, тормозные барабаны цилиндрические. Передняя вилка в меру жесткая, гнутые крылья окружают колеса с трех сторон, задний фонарик имеет маленькое стеклышко.
Неотъемлемой принадлежностью мотоцикла Урал М-72 была коляска, которая немного отличается от более поздних. Через крыло проходят гнутые дуги, снаружи люльки установлены контейнеры для боеприпасов. На турели подвижно закреплен танковый пулемет ДТ калибра 7,62 мм образца 1929 года скорострельностью 600 выстрелов в минуту с прицельной дальностью 800 метров. Представляете, какой серьёзной угрозой для врага была подобная мобильная огневая точка?
Двигатель мотоцикла Урал М-72 запускается очень просто. Надо открыть краник, на карбюраторе нажать подсос, пока не потечет бензин, обогатить топливную смесь, повернув рычажок на руле, и качнуть вниз кик-стартер. Мотор легко заводится и после небольшого прогрева переходит на холостые обороты. У мотоцикла великолепная тяга, он уверенно идет по любому бездорожью и без усилий преодолевает крутые подъемы.
А каково быть пулеметчиком? Чтобы попасть в коляску надо отстегнуть защитный тент; он удобен в непогоду — им можно укрыться от дождя и снега. Под люлькой есть рессоры, создающие минимальный комфорт на дорожных неровностях. К тому же во время стрельбы на ходу они сглаживали тряску, давая стрелку возможность, как следует прицелиться.
Находясь рядом с мотоциклом Урал М-72, возникает ощущение гордости за Великий русский народ, сумевший с помощью простой, но исключительно надежной техники, отстоять свое отечество в трудные для него времена.
Каким бы родным и привычным ни был старенький мотоцикл, но наступает момент, когда от него приходится избавляться. Сделать это с пользой можно лишь в том случае, если обратиться в компанию, осуществляющую выкуп мотоциклов отечественных и иностранных моделей. Польза от такого сотрудничества состоит ещё и в том, что, обратившись в компанию по выкупу, владелец экономит время на поиски выгодного покупателя мотоцикла.