Четырёхсотая серия легковушек «Московского завода малолитражных автомобилей», впоследствии АЗЛК, была массовой и любимой, и имела множество реплик в виде различных модификаций. В трудные послевоенные годы рождение новой модели было процессом дорогим и сложным. Именно поэтому автомобильные заводы болезненно перестраивали производство. Так случилось и с Москвичом 402.
Но в апреле 1956 года «Московского завода малолитражных автомобилей» нашел в себе силы и подготовил подарок советским автомобилистам к 1 мая. На смену устаревшему к тому времени Москвичу 401, копии довоенного Opel Kadett, пришла 402 модель.
Внешне, она была абсолютно новой. Кузов соответствовал современным на тот момент требованиям дизайна и эргономики. Капот «аллигаторного» типа, интегрированные в кузов крылья, панорамные стекла, указатели поворотов, хромированные бамперы и накладки-крылышки на задних дверях, травмобезопасные дверные ручки – всё это делало машину немного похожей на маленькую 21 Волгу.
Багажник и горловина бензобака открываются из салона. Подвеска тоже стала иной. Спереди появился мост с пружинами и двумя рычагами на каждое колесо. Впервые в нашей стране начали устанавливать телескопические амортизаторы.
Внутри скромно и даже уютно. Салон обит тканью, кругом сплошной металл, пластика очень мало: крышка бардачка, пепельница, да окантовка приборов, их тут полный комплект. Где-то снизу прячется печка. Есть 6-ламповый приёмник. Педали не подвесные, как сейчас, а напольные.
А теперь самое интересное. Двигатель на 402 модель устанавливался, к сожалению, старый нижнеклапанный. Правда, его немного модернизировали, увеличив до 72 миллиметров диаметр цилиндров, подняв мощность до 35 лошадиных сил. Это была как бы полумера в ожидании выпуска более мощного автомобиля – Москвич 403.
Машина, изготовленная в 1958 году, имела новый верхнеклапанный двигатель с алюминиевой головкой блока цилиндров. Лошадей стало на 10 больше, чем в предыдущем моторе, и мощность составляла 45 л/с. Трёхступенчатая коробка передач имела подрулевое переключение – модный европейский тренд.
Автомобиль стал заметно резвее 402 Москвича в оригинальной комплектации. За счет более оборотистого двигателя, у него и разгон стал намного лучше, и максимальная скорость возросла. Руль легок в управлении, а тормоза, наоборот, жесткие, ведь усилителя у них нет.
Случись такая ситуация сегодня, никто бы не обратил внимания. А в то время получить машину с более мощным двигателем, было равносильно выигрышу в лотерею.