Колесные диски, казалось бы, что может быть проще. Но, на самом деле, эта неотъемлемая часть колеса представляет собой сложную и высокотехнологичную деталь. Машина движется не только на шинах, но и на дисках, именно через них передается крутящий момент и происходит процесс управления (руления). Требований к дискам много, но главное, они должны обладать: лёгкостью, прочностью и износостойкостью.
Сегодня выбор колесных дисков огромен, например здесь: www.shinaexpert.ru. Их производят и сами автоконцерны, и многие другие специализированные компании. Но сегодня поговорим о будущем, точнее о том, что в перспективе может заменить металл, о карбоне или углепластике.
Карбон — это полимерный материал, который широко используется в автоспорте в т.ч. в Formula 1. Он обладает уникальными качествами: легкостью и одновременно прочностью. Для конструкторов это «палочка выручалочка», ведь карбон существенно уменьшает вес автомобиля.
Но здесь есть громадный минус — углепластик очень дорог. На топовые спорткары, которые участвуют в мировых и европейских чемпионатах по шоссейно-кольцевым гонкам, уже сегодня устанавливают карбоновые колесные диски. Но, пока что, это единичные экземпляры, и их изготавливают вручную под определенную машину. Цена таких дисков просто астрономическая!
А ради чего все траты, что они дают и чем карбоновые колесные диски лучше обычных? Как мы знаем, в автоспорте каждый лишний килограмм имеет значение. Обладая небольшой массой, карбоновые диски могут выдерживать колоссальные нагрузки, и мало подвержены различным тепловым деформациям.
Совсем недавно инженеры одной европейской компании заявили о создании карбоновых колесных дисков для серийных машин. По их мнению, удешевить производство можно за счет использования гибридных материалов. В состав диска, помимо карбона, будет входить более доступный алюминиевый сплав. По официальной информации испытание первых образцов таких гибридных дисков уже ведутся.
Есть ли перспективы таких разработок, и нужны ли карбоновые колесные диски серийным автомобилям? Если сравнивать обычные колесные диски с карбоновыми, то последние в несколько десятков раз дороже. Современные легкосплавные диски отличаются высокими эксплуатационными качествами, они всегда есть в большом ассортименте. Поэтому больших перспектив в использовании карбоновых дисков на «каждый день» — нет.
Пока современная металлургия вне досягаемости для полимеров и по стоимости продукции, и по некоторым техническим характеристикам. Но даже если через какое-то время для серийных автомобилей появятся карбоновые колесные диски в качестве дополнительной опции, то вряд ли это вызовет большой интерес у покупателей, ведь их цена может доходить до 20-25 процентов стоимости всего автомобиля.