В конце 50-ых годов в СССР появилась острая необходимость в новом полноприводном грузовом автомобиле с хорошей проходимостью. В первую очередь в нем нуждались Вооруженные Силы. Разработать и выпустить такую машину поручили заводу ГАЗ в Горьком. И 1 июля 1964 года с конвейера сошли первые грузовики ГАЗ-66, которые в народе получили ёмкое прозвище «Шишига». Обсудим его подробнее.
Конструкция автомобиля новая: безкапотная кабина, короткие свесы, высокий дорожный просвет, большие колеса со специальным рисунком протектора для бездорожья. Колесные диски ГАЗ-66 имеют специальную конструкцию для регулировки давления в шинах.
На армейской модификации установлена лебедка, предусмотрена установка брезентового тента. Запасное колесо размещено вертикально за кабиной, которая для доступа к двигателю откидывается вперед.
Мотор – 8-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный рабочим, V-образный объёмом 4250 куб.см. мощностью 120 сил. Военный автомобиль должен быть всепогодным, поэтому «Шишига» оснащена предпусковым подогревателем.
В кабине по-военному строго. Она 2-х местная. Рулевое колесо 3-х спицевое. На передней панели: спидометр, амперметр, манометр, указатель уровня топлива, давления масла, температуры охлаждающей жидкости, а также датчик давления в шинах.
Между сидениями находится кожух двигателя. Из-за такого расположения мотора летом в кабине очень жарко. Поэтому для вентиляции установлены дополнительные форточки.
Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем. Благодаря этому управлять машиной достаточно легко. Рычаг переключения передач находится справа-сзади водителя. Пользоваться им очень неудобно.
Коробка передач – механическая, 4-ступенчатая. Также имеется раздаточная коробка и самоблокировка дифференциалов заднего и переднего мостов. Впечатляющий внедорожный арсенал!
ГАЗ-66 разгоняется вяло. Но ему это и не нужно. Для «Шишиги» самое главное – преодоление бездорожья. Максимальная скорость – до 90 км/ч. Тормозная система – гидравлическая с вакуумным усилителем.
Благодаря эксплуатационным возможностям машина была очень востребована в пограничных и десантных войсках. Неспроста она стала первым грузовиком повышенной проходимости, которому присвоили государственный знак качества. В то время это значило очень много.
ГАЗ-66 «Шишига» выпускался до 1995 года. Всего было выпущено около 1 миллиона экземпляров. На смену ему пришла новая модель – российский вездеход ГАЗ «Садко». ЗДЕСЬ есть статья с картинками.