Советское автомобилестроение в начале 70-ых годов прошлого века развивалось бурными темпами. На Камском автозаводе и на заводе «МАЗ» набирало обороты производство грузовых автомобилей, на Горьковском заводе на смену ГАЗ-13 «Чайка», выпускаемой с 1959 года пришла более новая модель ГАЗ-14 Чайка. Со временем, уже к концу 60-ых конструкция первой «Чайки» морально и технически устарела, и завод начал работу над созданием новой модели, соответствующей духу времени.
Все советские руководители считали своим долгом при своём правлении создать новый автомобиль, причем упор делался на создание роскошных лимузинов. Они не могли себе позволить ездить на том, на чём ездил их предшественник.
Как известно ГАЗ-13 «Чайка» создавался в годы правления Н.С. Хрущева, соответственно Л.И. Брежнев принял решение двигаться дальше, и на Горьковский завод поступил приказ: создать новый автомобиль по техническим и эстетическим показателям превосходящий старую модель.И, забегая на перед, скажу, что приказ был выполнен так, что до сих пор некоторые разработки применяют в создании грузовых и пассажирских автомобилей ГАЗель.
Сегодня, вопреки ситуации с кризисом, Горьковский автозавод не только не свернул производство, но и значительно расширил линейку своей продукции. Микроавтобусы марки ГАЗель стали настолько популярны в России, что спрос на них с каждым годом только растет. В те далекие времена за новыми идеями главный дизайнер завода отправился в США, и там, в 1968 году им был приобретен новенький «Крайслер Империал».
Дома на заводе конструкторам была поставлена задача: повысить показатели комфорта и безопасности, надежности и долговечности автомобиля, вместе с этим улучшить её динамические характеристики, а так же снизить затраты на его обслуживание. И в 1969 году из ворот завода выехала конструкция, формой и внешним видом напоминающая американские ретро автомобили тех лет.
Правительственная комиссия, увидев необычный с виду кузов, тем не менее, дала добро на дальнейшую доработку прототипа, но с условием унификации узлов и деталей с уже существующими моделями. Делать нечего и группа конструкторов, разобрав «Крайслер» до винтиков, принялась за изучение, буквально, каждой детали.
Тогда был сконструирован и создан двойной контур тормозов, двойное зажигание; американец помог ГАЗ-14 Чайке обскакать идеологического конкурента — «ЗИЛ-114». По-прошествии стольких лет даже в наши дни 14-я «Чайка» выглядит современно, хотя проект был утвержден в 1969 году! С 1967 по 1976 год было создано восемь исследовательских образцов. В Октябре 1976 года четырнадцатая «Чайка» была готова, и после испытательного пробега Кавказ – Крым, комиссией была окончательно принята и запущена в производство.
Основным правительственным автомобилем в то время был «ЗИЛ-114», но заводчане решили подарить ГАЗ-14 Чайку Леониду Ильичу Брежневу на его День Рождения 19 декабря. Брежнев сравнил машины, и по привлекательности сделал выбор не в пользу тогдашнего ЗИЛа. Серийный выпуск уже второго поколения «Чайки» начался в августе 1977 года.
Для кого были предназначены четырнадцатые Чайки? В первую очередь для высокопоставленных государственных должностных лиц: министров, генералов, первых секретарей обкомов. Также они использовались в высоких государственных отделах, в дипломатических и торговых представительствах за границей. Большинство ГАЗ-14 имели закрытый четырёхдверный кузов без внутренней перегородки, но по спецзаказу собирали и лимузины со стеклянной перегородкой, которая отделяла водителя от важных персон.
Общая компоновка автомобиля выполнена по классической схеме: двигатель располагался спереди, ведущие колёса сзади, кузов монтировался на X-подобной усиленной раме. Для увеличения простора салона колёсная база была увеличена на 200 мм., а высота снижена на 40 мм.; центр тяжести стал ниже, улучшились его аэродинамические показатели, увеличилась стойкость во время движения на высоких скоростях.
Создание нового автомобиля ГАЗ-14 Чайка это значительный шаг в развитии советского автопрома. От прежних моделей новая Чайка отличалась высочайшим техническим уровнем и комфортом. Именно на этой машине впервые использовались вентилируемые передние дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов, безшкворневая передняя подвеска, струйные омыватели фар, а так же электроподогрев заднего стекла. Все эти новшества до сих пор используются в Волге ГАЗ-3110.
Что касаемо двигателя четырнадцатой «Чайки», то и он был порядком усовершенствован по сравнению с двигателями других моделей. Его гидравлические толкатели клапанов способствовали снижению шума, а системы зажигания и подачи топлива с двумя бензонасосами и двумя карбюраторами обеспечивали 100% надёжность. Машину весом 2,6 тонны до 175 км/ч с лёгкостью разгонял 212-ти сильный V-образный, 5-ти литровый двигатель. А отметки в 100 км/ч автомобиль достигал за 15 секунд. Расход бензина в городских условиях 28 литров на 100 км., на трассе около 20-22 литров.
Управление КПП уже сделано в современном стиле. От кнопочного привода решили отказаться. На смену ему пришел обыкновенный рычажок, как у современных автомобилей. Двойной контур тормозов и их гидравлический привод, обеспечивали высокую надёжность и безопасность. Каждый контур действовал на два передних и одно заднее колесо. В тормозную систему входил один центральный вакуумный усилитель и два вакуумных усилителя, действующих каждый на свой контур. О выходе из строя того или иного тормозного контура сообщал встроенный в систему сигнализатор.
По мнению многих экспертов, удачный гидроусилитель руля ГАЗ-13 «Чайка» без изменений перекочевал и на эту модель. С его помощью машина весьма послушна и руль вращается легко и плавно. За счет приобретения больших бескамерных шин, мягкой подвески и длинной колесной базы автомобиль буквально плыл по дороге.
Советские «Чайки» — машины особые! Их собирали вручную бригадно-стапельным методом, в специально созданном, так называемом, «цеху малых серий». На каждый узел автомобиля во время сборки заводили техпаспорт, в который сборочная бригада вносила все индивидуальные особенности детали.
Сборка кузова также осуществлялась вручную и требовала большой аккуратности. В процессе подгонки кузовных деталей и хромированных элементов, кузовную часть приходилось разбирать и собирать несколько раз. И уже после окончательной сборки, для выравнивания поверхности на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова. И всё это делалось опять же вручную! В покраске кузова использовалась только радикальная, черная нитроэмаль. Каждый пятнадцатый слой краски тщательно полировался.
По показателям комфорта и современности автомобиль ГАЗ-14 Чайка, безусловно, превосходит своего предшественника. За счет кардинального улучшения аэродинамики на нем можно легко разгоняться до скорости 180 км/ч без риска потерять контроль сцепления с дорогой.
В салоне просторно и удобно. В интерьере применялись только самые качественные и дорогие материалы. Для удобства пассажиров боковые и задние стекла были затемнены, и имели принудительный обдув; также применялась очень качественная автомобильная кассетная приставка «Вильма» и радиоприёмник «Радиотехника» Рижского завода; использовались ремни безопасности; был установлен кондиционер. Пассажир, не зависимо от водителя, мог свободно настроить авто магнитолу пультом управления, вмонтированным в подлокотник заднего кресла.
Подголовники и подлокотники обтягивали натуральной шерстью или высококачественной английской кожей. В обивке салона использовались только два цвета – бежевый и темно-зеленый. Дополнительный комфорт «слугам народа» обеспечивали наличие электрического привода стекло подъёмников, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон. Средний ряд сидений был откидным, и без надобности легко складывался в спинки передних кресел. Производство одной такой «Чайки» обходилось советским налогоплательщикам в 72.800 рублей. Стоимость некоторых отдельных экземпляров, в зависимости от компоновки, вдвое превышала эту сумму.
После окончания сборки каждая машина должна была пройти государственные испытания. Своего полигона «ГАЗ» не имел и поэтому Чайки наматывали километры по дорогам области. После пробега машина возвращалась на завод, где ей проводили ТО, подтягивали расслабившиеся болты крепления узлов и агрегатов, ещё раз красили и полировали вручную, и только после этого передавали заказчикам.
В 1979 году перед Олимпиадой в Москве Министерство обороны приказало на базе седана создать кабриолет. Тогда конструкторы усилили раму, кузов и сняли крышу. Автомобиль получил индекс ГАЗ-1405. На них принимались и до сих пор принимаются военные парады в округах. Одну машину подарили Кубинскому лидеру Фиделю Кастро. За 4 года производства с 1985 по 1989 было выпущено всего 15 автомобилей «ГАЗ-1405». Первый экземпляр находится в музее Горьковского автозавода, а остальные разбросаны по разным странам.
Очень красивая машина.
Всегда уважал советский автопром, т.к. эти автомобили не уступали, в свое время, зарубежным аналогам.