ГАЗ 13 Чайка – это невероятный по стилю и дизайну автомобиль Советского периода, заслуживающий отдельного внимания. Она пришла на смену не менее легендарному ГАЗ-12 «ЗИМ». Насколько тот был тяжелым и наглухо закрытым от посторонних взглядов, настолько «Чайка» легка и стремительна. Это настоящий рок-н-рол, это взгляд в будущее, это позывной Валентины Терешковой, это символ нового времени 60-ых! Немало превосходных автомобилей в мире вышло из 60-ых и стало классикой.
Большие представительские автомобили создавались в СССР с оглядкой на Соединенные Штаты Америки. Но с учетом тамошней динамики производства, Советский автопром не мог так же быстро менять модели. В результате наш ЗИМ, созданный по лекалам американской модели 40-ых лет, к середине 50-ых выглядел серьёзно состарившимся. Кроме этого выросли запросы, касающиеся мощности мотора, комфортабельности салона и других характеристик.
Назревал вопрос о замене ЗИМ машиной более высокого класса. Тогда Центральный Научно Исследовательский Автомобильный Институт и Институт Моторов в 1955 году совместно закупили два автомобиля: «Packard Petrition» и «Pakcard Kariben». Эти машины подробно были изучены конструкторами «ГАЗ» и «ЗиЛ». Отсюда становится понятно, почему обе модели представительского класса, выпущенные заводами «ГАЗ» (ГАЗ-13) в Горьком и «ЗиЛ»(ЗиЛ- 111) в Москве, так внешне похожи друг на друга и одновременно на «Паккард».
После изучения прототипа, работа над новым легковым автомобилем 1956 года началась, что называется «с чистого листа». Кроме обновления внешнего вида машины, повышения её комфорта и динамических показателей, нужно было избавиться от хронических недостатков ЗИМ, а их было не мало. Повышенный шум в задней части салона, высокое усилие на органах управления, слабые тормоза, не долговечные амортизаторы, слабая передняя подвеска и низкая коррозионная стойкость кузова.
Слово «Чайка» появилась в 1956 году. Конструкторы решили так: машина для высшего класса, в Советский Союзе есть великая река Волга – значит над Волгой чайки. Первый исследовательский образец Чайка собрали к июлю 1957 года. В 1968 году создали ещё несколько исследовательских образцов «Чайки», которые уже соответствовали серийным автомобилям. Мелкосерийное производство ГАЗ 13 Чайка началось 16 февраля 1959 года. Именно в этот день открылся 21 съезд КПСС, и «Чайка» стала трудовым подарком Горьковского завода.
Новая «Чайка» никогда не попадала в частные руки. В дар от Н.С. Хрущёва автомобиль «Чайка» достался кубинскому лидеру Ф. Кастро, писателю М. Шолохову, первой женщине космонавту В. Терешковой и балерине Г. Улановой. На «Чайках» ездили только высокопоставленные чиновники, главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и секретари обкомов партии, представители СССР за границей. И даже одна «Чайка» эксплуатировалась посольством США.
Некоторыми техническими новшествами ГАЗ 13 Чайка опередил всех своих Отечественных собратьев. На смену «ЗИМ» с несущим кузовом новая машина обзавелась своей рамой, к которой через резиновые подушки в 16-ти точках крепили кузов. Приспособить торсионную подвеску передних колёс, применяемую на американских моделях, Советские конструкторы не решились. Поэтому 13-я модель ГАЗ имела впереди независимую подвеску на витых пружинах и полупродольных рессорах сзади.
Впервые в отечественном автомобилестроении ГАЗ 13 Чайку оснастили бескамерными шинами. Советские конструкторы применили и такие новые в то время агрегаты, как автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением, гидроусилитель рулевого управления, тормозоа с усилителем вакуумного типа.
Прототипом для создания мотора был Крайслеровская восьмёрка, унифицированная с конструкцией двигателя М-21 «Волга». Первые V-образные Горьковские моторы, используемые прототипами «Чайки», были объёмом 4,89 литра и мощностью на уровне 180 л.с. Вскоре в 1958 году, после проведеных испытаний автомобиля, конструкторы пришли к выводу, что машине нужен более сильный мотор. Для этой цели объём двигателя увеличили до пяти с половиной литров, и мощность с этим выросла до 195 л.с.
В ГАЗ-13 Чайка применялся алюминиевый блок, устанавливались гильзы «мокрого типа», масляный фильтр центрального принципа действия, применённый впервые отечественным автомобилестроением. В целом, силовой агрегат выдался таким удачным и функциональным, что в несколько изменённом виде его позже использовали на Горьковских грузовиках «ГАЗ-53А» и даже на бронетранспортёрах.
Разработка автомобиля ГАЗ-13 Чайка начиналась тогда, когда завод ещё носил имя министра иностранных дел Молотова, поэтому сперва машина имела название М-13, но как только Молотов стал не у дел, заводская маркировка сменилась на ГАЗ-13 Чайка. То, что автомобиль носил не счастливый индекс, в то время никого не волновало. Строителям коммунизма было не до всяких «заморочек», кроме того, он носил новое имя «Чайка».
В просторном и комфортном салоне, легко вмещалось семь человек. Двое, правда, должны были пользоваться специальными откидными сиденьями. Отличная система отопления превосходно обогревала всех пассажиров в салоне. Впервые на Советских автомобилях использовался радиоприёмник с 5-тью диапазонами, включая КВ, настраиваемый автоматически, подъём и опускание антенны осуществлялся так же автоматически, автоматический же привод имели подъёмники дверных стекал.
Оценив все новшества этой машины, можно смело утверждать, что с технической точки зрения ГАЗ-13 Чайка сделал большой шаг в будущее Советской автомобильной промышленности. Машина была представлена в Брюсселе на технической промышленной выставке, и взяла золотую медаль! Это событие лишь укрепило авторитет Чайки, и их уверенно стали выпускать.
На заводе все Чайки красились в черный цвет, единственный экземпляр, покрашенный в белый, был подарен В. Терешковой в 1967 году. Как известно её позывной тоже был «Чайка», и она с удовольствием ездила на нём. Начиная с 1962 года ГАЗ-13 Чайка претерпела некоторые технические изменения. Стала применяться новая конструкция карбюратора, регулятор громкости был удобно встроен в подлокотник заднего дивана, использовалась новая конструкция колёсных дисков, в салоне применялись новые качественные материалы.
Вначале 70-ых слева на передней стойке дверей начали использовать зеркало для заднего обзора. До этого пользовались лишь салонным зеркалом. К концу 70-ых обивочный материал заменили велюром горчичного цвета. На машине появились ремни безопасности, двухконтурная тормозная система и уже третий по счёту транзисторный радиоприёмник. Кроме машин седанов производились и лимузины ГАЗ-13 А с внутренней перегородкой в салоне. Были и Чайка универсалы, применяемые в санитарной авиации.
Ещё совсем недавно было модным и престижным участие Чайки в свадебном кортеже. Счастливые женихи и невесты разъезжали по городу в этих элегантных ретро автомобилях. Но времена меняются, меняются и вкусы. Сейчас новобрачные предпочитают брать в аренду лимузины известных марок, таких как: Ликольн, Роллс Ройс и т. д. и т. п., а тогда Чайка была верхом роскоши и престижа.
Автомобиль получился настолько удачным, что его выпускали на протяжении 20 лет практически без изменений. Сняли с производства ГАЗ 13 Чайка лишь в 1981 году после загадочной автокатастрофы в Беларуси с участием 1-го секретаря БССР П.М. Машерова. С 1977 года эта модель выходила вместе с «ГАЗ-14». За всё время выпустили 3179 автомобилей ГАЗ 13 Чайка.
Вот это потрясающая машина! У нас в городе видел недавно такую же, с номером 013, в потоке выделяется просто невероятно. «Майбах» советского производства.