В последние 10 лет автопроизводители потчуют нас новостями о новых разработках беспилотного транспорта. В Швеции даже построили полигон для испытания подобной техники с правильной разметкой и шириной полос. Попытки убрать людей из-за руля автомобилей, автобусов и грузовиков предпринимают даже IT компании, ведь, по сути, в основе принципа действия всех роботизированных машин одни и те же технологии.
Современные разработки беспилотного транспорта пошли в сторону использования системы «стереозрения», когда при помощи двух камер, установленных на беспилотнике, прогнозируется дистанция до объектов, определяется их форма и содержание. Этот принцип, кстати, использовали российские инженеры при создании беспилотного КАМАЗа, который самостоятельно может доставить груз из точки А в точку Б без посторонней помощи.
Грузоперевозки, в том числе международные, на сегодняшний день являются одной из самых востребованных услуг в России. Из года в год транспортная компания «Smart Gruz» увеличивает список своих возможностей, среди которых такие виды деятельности, как: логистика, сопровождение, таможенное оформление документов и многое другое. Располагая собственными складами в странах Европы и обладая большим опытом, компания имеет неоспоримые преимущества, являясь лидером на рынке грузоперевозок в России.
Российский беспилотный КАМАЗ ориентируется в пространстве с помощью обыкновенных видеокамер. Они помогают блоку управления распознавать важные объекты: людей, автомобили, мотоциклы, велосипеды и сформировать дорожную сцену. Каждую секунду компьютерный мозг создает 30 таких сцен, сравнивает их, прогнозирует траекторию движения каждого из объектов, а затем решает, продолжить движение прямо, перестроиться или затормозить. Причем эту задачу российский беспилотник выполняет лучше своих западных коллег.
Дело в том, что там долгое время ставку делали на умные дороги со всевозможными датчиками и маяками, которые помогали бы машине ориентироваться в пространстве. Российские же ученые изначально решили не дожидаться строительства подобных дорог и сразу снабдили беспилотный транспорт отличным зрением. Причем математические алгоритмы создавались с учетом особенностей наших дорог: отсутствие разметки, неровные края дороги, переменный грунт и т.д, учитывалось и полное отсутствие видимой части дороги, например, зимой, когда её замело снегом.
А вот сколковские инженеры при создании своего беспилотного транспорта использовали другую технологию. Вместо камер они оснастили автобус лазерным лидаром. Он строит трехмерную карту окружающего мира и ориентируется по ней. Сейчас машина проходит испытания на территории инновационного центра, но когда она выйдет на регулярные рейсы, пока не известно.
Впрочем, чтобы почувствовать себя пассажиром машины-робота не обязательно ждать год. Испытать на практике беспилотные технологии может сегодня практически любой человек. Автопроизводители комплектуют системой автоматической парковки даже бюджетные автомобили. Работает она так. Водитель нажимает кнопку. Машина с помощью лидаров находит подходящее место и начинает парковаться. Нужно лишь немного притормаживать, т.к. если умная техника чего-то не рассчитает и помнет чужое крыло, отвечать придется хозяину.