Знаменитый автомобиль Волга ГАЗ-24 в советское время был мечтой миллионов людей. Частными владельцами этой «ласточки» могли стать только избранные и привилегированные особы. Это был красивый и комфортабельный автомобиль, который олицетворял собой достаток его владельца, а также наличие у него связей и положения в обществе. Его любили многие, но особенно ценили эту модель Горьковского завода городские таксисты. Автомобиль Волга ГАЗ-24 с успехом продавался на Западе и сходил с конвейера целых 16 лет.
С 1956 года Горьковский автозавод выпускал знаменитые на весь Советский Союз 21-е Волги в разных модификациях. На момент своего появления эта машина была достаточно современна и отличалась от других моделей оригинальными конструктивными и дизайнерскими решениями. Она получала международные призы и пользовалась большим спросом в западноевропейских странах.
Но уже к началу 60-ых годов автомобиль устарел и в плане дизайна не отвечал многим мировым тенденциям. Тогда и было принято решение начать разработку совершенно новой модели следующего поколения — Волги ГАЗ-24, хотя автолюбители всё ещё с удовольствием покупали 21-е Волги.
Лучшими годами автомобильного развития в нашей стране считается период между Великой Отечественной Войной и концом 70-ых. На автозаводах действовало правило: как только новую модель запускали в производство, тут же конструкторы брались за разработку другой, более усовершенствованной модели, которая придёт на смену этой.
Именно так и случилось на ГАЗе в конце 50-ых годов. Только что отправили в отставку ГАЗ М20 «Победу», только что начали производство 21-ой Волги, как в бюро легковых машин была сформирована новая группа конструкторов. Работы над Волгой ГАЗ-24 начались, можно сказать, вовремя и без опозданий.
У команды конструкторов ушло несколько лет на то, чтобы определиться с финальным дизайном. Для этой цели было создано шесть пластилиновых макетов. Все они сильно отличались друг от друга по внешнему виду. И если формы кузова у инженеров были поводом для споров, то техническая часть новой машины вызывала намного меньше вопросов.
Конструкция механики не сильно отличалась от 21-ой Волги. Всё было примерно так же скомпоновано, так же продольно размещался двигатель, и не было никаких иных задумок. Уже было ясно, что сзади будет стоять зависимая, а спереди независимая подвеска, базовым кузовом будет седан, а универсал будет идти как модификация. Одно только сдерживало конструкторов несколько лет – это поиск идеальной формы кузова.
К 1965-му году конструкторы, наконец, определились с дизайном кузова. Но для выпуска новой модели им пришлось модернизировать производство, в связи с этим на территории завода стали строить новые цеха и завозить современное оборудование.
Всего лишь несколько технических решений было позаимствовано у иномарок. У французов была взята технология изготовления балки передней подвески, а у немцев мерседесовский размер шин. Вся остальная технология была сугубо «газовская».
Волга ГАЗ-24 была готова. Все испытания машины, вся подготовка технической документации изготовления и оснастки были готовы к середине 60-ых годов. На конвейер машину можно было поставить уже в 1966 — 1967 году, но её массовое производство было отложено ещё на несколько лет. Произошедший ближневосточный конфликт, создал проблемы с финансированием производства. Задержки выхода новой модели от ГАЗа советские граждане и не заметили.
ГАЗ-24 была современна и комфортабельна! Но в стране тогда была катастрофическая нехватка автомобилей, люди с удовольствием ездили и на более архаичных 21-ых Волгах. При этом в начале 70-ых ВАЗ начал производство своих первых недорогих «Жигули», да и «Москвич» тоже обновил свой модельный ряд, появились «ушастые» Запорожцы.
Новая Волга по сравнению с ними была дорогой и труднодоступной машиной, хотя себестоимость производства у неё была даже ниже, чем у Москвича. С чем это было связано? Это было связано с искусственным увеличением цены автомобиля для продажи его в частные руки. Например, для таксопарков (в разные годы) она стоила от 2-х до 4-х тысяч рублей, тогда как частник в конце 70-ых мог её купить лишь за 16 тыс. рублей. Ясно, что прибыль от такой продажи была громадная!
Объём выпуска новых Волг был не большой — порядка 60-70 тыс. в год. Из этого числа большой процент автомобилей шел в таксопарки, какой-то процент в государственные организации, что-то шло на экспорт, а для частника оставалось всего ничего.
В дизайне машины всё было сделано с учётом самых модных автомобильных тенденций того времени. Конструкторам ГАЗа удалось создать не просто современную машину, но машину, немного опережающую своё время. Такие детали позволили 24-ой Волге оставаться актуальной ещё долгое время.
Все эксперты соглашаются во мнении, что ГАЗ-24 Волга создавалась под влиянием американской школы автостроения. Внешность и конструкция были стандартными для того времени. Аналогичные машины выпускались в Англии, во Франции и в Италии. Но отечественные конструкторы опирались и на собственные стандарты. С учётом наших дорог они сделали более прочный несущий кузов, чтобы автомобиль мог выдержать бездорожье.
В 70-ых годах полностью прекращается выпуск устаревших ГАЗ-21. С этого момента с конвейера Горьковского автозавода сходят лишь 24-е Волги. Эпоха «танка во фраке» прошла, наступило новое время, которое и диктовало новые условия.
Например, появились ремней безопасности. В 21-ой модели даже не было места, куда можно было бы эти ремни прикрепить. Посадка в салон Волги стала значительно ниже по сравнению с предшественницей. Были увеличены габариты машины, за счёт чего салон стал ещё более просторным. Как говорил герой одного известного фильма: «Это целая однокомнатная квартира». Машина лучше держалась на дороге за счёт снижения центра тяжести, приобрела более мягкий ход. Но в остальном преемственность ощущалась.
Автомобиль, как и многие другие советские модели тех лет, продавали за рубеж. В первую очередь машины отправлялись в братские социалистические страны. Спрос на новую «GAZ» был и в западноевропейских странах, правда, на экспорт Волги шли немного модернизированными и имели дизельные двигатели. Европейцев ещё привлекало то, что советские Волги имели американский размер салона, но со стоимостью европейской малолитражки.
Им было выгодно использовать наши Волги для работы в таксопарках. Сотрудники таксопарков умудрялись даже налаживать производство некоторых деталей прямо в своих цехах. И плюс, при должном обслуживании у 24-ой был большой ресурс работы (в 3 раза больше чем у 21-ой Волги).
Однако были у машины и недостатки. На ранних моделях из-за понижения крыши дверной проём вышел низким, это несколько затрудняло посадку пассажиров в машину. Чтобы сесть в салон, нужно было сильно нагибаться. Большая длина не обозреваемой водителем зоны уменьшала обзорность. Вдобавок, по утверждениям экспертов, у машины получился не удобный багажник. Ещё один существенный минус – холодный салон.
Но советские граждане не замечали всех этих недостатков. Ведь Волга ГАЗ-24 для многих была вожделенной мечтой. И кое-кто сумел-таки воплотить её в жизнь. Машина их не разочаровала. До сих пор в России есть верные поклонники 24-ой, и до сих пор эти модели колесят по улицам наших городов. Такова вкратце славная история этого автомобиля.
никогда не думал, что Волга была мечтой для советских людей! отличная статья
На сегодняшний день большинство тех моделей называют ведром с болтами.
В то время,кто имел волгу считался богатым человеком.Да и в свое время Волга было сделана на все 100500
Как использовать машину, многие еще на 21 волге катаются правда там движок от рено!
Движки по миллиону км у таксистов ходили и эта модель самая неугоняемая марка авто. Такая вот непроверенная информация
А есть, какая нибудь альтернатива?
Моя первая машина. Модель ГАЗ-2410. Никогда бы язык не повернулся назвать ее «ведром с болтами» — и до сих пор уважаю эти машины. Этот автомобиль символизирует целую эпоху. И для своих лет он был просто шикарным. Кстати, и в советском автоспорте был представлен тоже. Были ГАЗ-24 с двигателем V8 мощностью в 200 лошадей! За качеством изготовления деталей следили намного тщательнее, чем сегодня. Это был настоящий полет технической мысли советского автопрома — который был просто на целую голову выше современного российского.
Прекрасный автомобиль!