Со школьной скамьи мы знаем, по какой формуле рассчитывается средняя скорость движения. Если кто-то забыл, напомню — это расстояние/время. За соблюдением скоростного режима и в городах и на загородных дорогах раньше следили инспекторы ДПС с радарами, и тех водителей, кто превышал разрешенную скорость движения, ловили, так сказать, с поличным и штрафовали.
Сегодня, когда в свободной продаже появились автомобильные антирадары Cobra и радар-детекторы, ловить их стало значительно труднее. На смену «гаишникам» пришла «Автодория» — система контроля за дорогами, умеющая измерять скорость движения. Принцип её работы прост. Через ГЛОНАСС система замеряет расстояние между двумя камерами наблюдения и засекает время движения машины. Но в КоАП такого понятия как «средняя скорость» нет, поэтому появились недовольные, которые считают, что штрафы, выписанные системой «Автодория», не законны.
В Татарстане такие письма счастья система рассылает уже больше года. И в ГАИ довольны результатом, отмечая, что за время работы системы аварийность на дорогах заметно упала. Недавно эту систему запустили в Подмосковье.
Но проблема в том, что камеры можно ставить только на прямых участках дорог, поскольку через ГЛОНАС измеряется кратчайшее расстояние. Как известно, повороты дороги удлиняют путь, и, измеряя скорость, «Автодория» может ошибиться. Она и так имеет допустимую погрешность 5%, и если нарушение скоростного режима находится в пределах этой погрешности, штраф нарушителю не пойдет.
Чтобы погрешность не превышала допустимые 5%, расстояние между камерами делают не менее 500 метров. Но автомобилистов не устраивает, что в постановлениях об уплате штрафа указаны целые отрезки дорог, и некоторые уже пытались обжаловать «письма счастья» в суде. Но, ни в ГАИ, ни в судах нарушения закона не видят. Ведь закон не указывает, каким способом следует вычислять скорость машин. Правила дорожного движения и административный кодекс тоже ничего не говорят о скорости «средней» или «текущей».
И в ГАИ России считают, что внесение изменений в ПДД не требуется. В соответствии с положением раздела 10 правил дорожного движения Российской Федерации, «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленное ограничение. Данное положение определяет поведение водителя транспортного средства, как в каждый конкретный момент времени, так и на протяжении всего периода движения транспортного средства».
В Министерстве Юстиции уверены, что система контроля за дорогами «Автодория» закон не нарушает. К тому же, она гораздо дешевле радара. Установка, например, одной камеры «Стрелка» обходится в 500 000 рублей, а аренда монтаж и обслуживание двух датчиков «Автодории» — всего 70 000 рублей в месяц. Плюс, радар-детекторы на них не реагируют. Новыми комплексами уже готовятся оснащать скоростные столичные магистрали.