История советского автогиганта — завода ЗИЛ | Drivee.ru

История советского автогиганта — завода ЗИЛ

Завод ЗИЛ Пожалуй, нет в нашей стране человека, который бы не знал аббревиатуру «ЗИЛ». В разные годы названия завода менялись, но неизменным оставалось одно — это был мощный автогигант Страны Советов. Завод ЗИЛ (Завод имени Лихачева), появился в 1916 году, когда царем был подписан указ об основании автомобильного завода АМО. С приходом к власти большевиков завод начал бурно развиваться, выпуская в основном грузовики.

В 1927 году директором завода был назначен Иван Алексеевич Лихачев. К 1934 году завод ЗИЛ, тогда это был ещё ЗИС «Завод имени Сталина», выпускал за год уже 100 тысяч автомобилей, большинство из которых были легендарными грузовиками ЗИС-5. Так московский завод стал флагманом автомобильной отрасли. На нем производили грузовые автомобили, автобусы, гоночные автомобили, вездеходы, спецтехнику и даже холодильники ЗИЛ, а с 1936 года и легковые автомобили премиум-класса.

ЗИЛ 111

К 1975 году первый в СССР конвейер ежегодно выпускал 260 тысяч автомобилей ЗИЛ, обеспечивая гражданские и военные нужды страны. Это самые знаменитые модели советских грузовиков: ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130. Позже появился знаменитый ЗИЛ-131. Наряду с прекрасными советскими актерами эти машины успели даже стать звездами нашего кино.

Конвейер ЗИЛ

Крупнейшее в СССР предприятие было чем-то вроде «государством в государстве». Завод ЗИЛ представлял собой мощное промышленное объединение. Представьте, 16 специализированных заводов-филиалов, расположенных в разных городах страны работали на главный сборочный конвейер головного московского предприятия! В штате объединения числилось свыше 120 тысяч человек, что составляет население небольшого города. Это были незаурядные люди, как их тогда ещё называли «люди со стержнем». Большая часть из них проработала на заводе всё жизнь.

Миллионный грузовик ЗИЛ

Завод ЗИЛ имел собственные дома отдыха, санатории и пионерские лагеря в разных уголках необъятной страны. Он брал на себя солидную часть расходов на путевки, транспорт и страхование. Было на заводе и немало хороших спортсменов. Игре футболистов заводской команды «Торпедо» аплодировали во многих странах мира. На их счету были победы в первенстве СССР и Кубки Советского Союза. Всё было направлено на сплочение коллектива. Рабочие вместе проводили досуг и вместе лечились. Так формировалась нация ЗИЛ.

Грузовики ЗИЛ

С развалом Советского Союза объем производства грузовиков ЗИЛ сократился в разы — с 200 до 7 тысяч. Сегодня остался лишь цех ручной сборки лимузинов штучного производства, собирающий единицы машин, которые продаются частным коллекционерам. Кстати, у этой знаменитой серии лимузинов, на которых принимали Парады Победы советские главнокомандующие, ещё остались наработки, не имеющие аналогов в мире.

Территория завода ЗИЛ в Москве

Попытки возродить производство на заводе ЗИЛ предпринимались в 90-е годы. Была даже освоена серия «Бычок». Но сотрудничество с зарубежными производителями не предало импульс развитию завода, а лишь обогатило зарубежных партнеров, и гигантское предприятие угасло на глазах. В это трудно поверить, но в 6 километрах от Кремля пришел в запустение всемирно известный автогигант, огромная территория которого сейчас напоминает город-призрак, а большинство ценных вещей было вывезено или украдено.

Сборочный цех ЗИЛ

Сегодня завод ЗИЛ — это индустриальные руины. Он напоминает АЗЛК — легендарный завод «Москвич», некогда являвшийся всемирно известным брендом советской эпохи, теперь с приставкой «экс». Но, время от времени, в ДК «ЗИЛ» и сегодня собираются люди — бывшие работники завода, до сих пор чувствующие себя единым целым. Это всё что у них осталось от нации ЗИЛ.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий:


Adblock
detector