Перепутать работающий Запорожец ЗАЗ-968 по кличке «Ушастый» с любым другим автомобилем невозможно. Несколько лет назад даже не автомобилист мог безошибочно опознать эту машину. Наверно, партии и правительству настолько надоели анекдоты про старый «Горбатый» Запорожец, что при проектировании нового было приказано полностью изменить дизайн. Но и это не помогло побороть народных острословов.
Изготавливался Запорожец ЗАЗ-968, как понятно из названия, на «Запорожском автомобильном заводе». Кое-где на «Зазиках» даже милиция ездила. Автомобиль с виду совсем не страшный, скорее милый. У него появилось хорошее остекление. Кузов избавился от излишней округлости, а кокетливые молдинги зрительно его удлинили. Кроме того, исчезла косолапость задних колес. Но, так же, как и раньше, багажник находится спереди, а мотор сзади.
Дверей всего две, зато довольно широкие. Правда, пролезать на заднее сидение несколько проблематично. А сидеть взрослому человеку, так и вовсе мука – колени деть абсолютно некуда. Зато водителю просторно, даже если его рост выше среднего. Салон автомобиля полностью изменился. В глаза бросаются новый торпедо и мягкая обшивка потолка.
Новый 40-сильный мотор Запорожца ЗАЗ-968 заводится без проблем. Это 4-х цилиндровый, V-образный мотор объёмом 1200 куб. сантиметров. Главная его особенность – такое же, как и у «Горбатого» ЗАЗ-965, принудительное воздушное охлаждение. Отсюда и характерный шум воздуходувки. Теперь понятно, зачем «Ушастому» уши? Через эти воздухозаборники охлаждается двигатель.
Педали работают мягонько. Руль очень большой и легкий. А вот тормоза не ахти. Хотя может дело в возрасте машины? «Ушастый» был экономичным, проходимым и простым в ремонте автомобилем. Некоторые семьи каждый год совершали на этих машинах дальние путешествия. Собирались большими компаниями и отправлялись на юг к морю. Стоил автомобиль сравнительно не дорого – меньше 4 тысяч рублей. Правда, приобрести его можно было, отстояв немалую очередь.
Для 70-ых годов прошлого века Запорожец ЗАЗ-968 был достойным автомобилем. Но «Ушастому» уже в затылок дышали Жигули, полностью перевернувшие представление советского человека о легковом автомобиле.