Запорожец ЗАЗ 965 «Горбатый»


Запорожец ЗАЗ 965 Горбатый  Кто не знает легендарный горбатый Запорожец ЗАЗ 965? Эту замечательную советскую малолитражку не возможно не знать, «Горбатый» стал одним из символов отечественного автопрома. До сих пор о ЗАЗ-965 ходят анекдоты, о нём с теплотой вспоминают его бывшие владельцы, а современные коллекционеры даже борются за сохранившиеся экземпляры.

О «Горбатом» Запорожце ЗАЗ 965 ходит много забавных историй о том, как его покупали за ящик водки, как по проходимости сравнивали с внедорожниками, как в салоне возили мешки с картошкой. Эти небольшие машины были капризны в эксплуатации, могли внезапно загореться, не завестись зимой, но, несмотря на все недостатки, они всё-таки завоевали народную любовь.

После смерти И.В. Сталина в 50-ых годах в Советском Союзе начинается бум на всё новое и экспериментальное. Появляются смелые писатели, кинорежиссёры, учёные, предлагающие по-новому взглянуть на жизнь. Творческие порывы захватывают и инженеров. Именно в это время в стране появляются автомобили, которых раньше не было. Это и грузовики, самосвалы, микроавтобусы и легковые машины.

Эскиз Запорожца ЗАЗ 965 Горбатый

Среди бесконечного списка новинок советского автопрома нашлось место и малолитражке, которая должна была занять освободившееся место Москвич 401. Но вместе с известным нам Запорожцем ЗАЗ 965 на освободившееся место претендовали ещё четыре типа машин: это гражданский автомобиль общего пользования, машина для инвалидов, военный джип и универсальный автомобиль для села. Забегая наперёд, хочется сказать, что все четыре машины дошли до серийного производства.

Разработать новую гражданскую малолитражку поручили заводу МЗМА, выпускавшему тогда Москвичи, и научному автомоторному институту НАМИ. Но в начале конструкторы стали перед проблемой: они не знали, какой именно должна быть машина, ведь в нашей стране толком не умели делать такие автомобили. И как всегда инженеры решили обратиться к творениям своих зарубежных коллег.

Вид сбоку ЗАЗ 965 Горбатый

За границей были закуплены автомобили «для рабочего класса», инвалидки с мотоциклетными моторами и другие малолитражки; благодаря своей низкой стоимости и экономичности, все они были популярны в послевоенной Европе. Специалистами НАМИ большая часть экземпляров была категорически отвергнута, но кое-что всё же пригодилось.


ЗАЗ 965 Горбатый

За основу новой советской машины Запорожец ЗАЗ 965 решили взять итальянский «Фиат 600». Есть история о том, что Л.И. Брежнев, путешествуя по Европе, увидел и отметил похвалой этот маленький «автомобиль для студентов». Малолитражка так понравилась вождю, что он дал распоряжение своим конструкторам создать точно такую же машину.

Данный автомобиль был детально изучен. Но ведь отсутствовала технология производства. Конструкторам стоило большого труда, чтобы разобраться, как изготовить внешние детали, как всё это вместе собрать на конвейере, а советским дизайнерам сделать настоящий рестайлинг итальянской малолитражки. В итоге получилась совершенно новая, оригинальная машина, чем-то напоминающая европейский прототип.

Двигатель ЗАЗ 965 Горбатый

V-образный двигатель Запорожца ЗАЗ 965 (воздушного охлаждения) был полностью отечественной разработкой. На первых машинах пытались устанавливать серийные двигатели от мотоцикла М-72, и даже оппозитные двухцилиндровые двигатели от мотоцикла К750, но они оказались уж слишком слабыми и не надёжными.

Ставка была сделана на воздушное охлаждение. Было написано несколько диссертаций на эту тему, были собраны неоспоримые доказательства преимущества воздушного охлаждения перед водяным.

Выпускать Запорожцы ЗАЗ 965 должны были на московском автозаводе МЗМА под названием М400-404. Но в те времена у предприятия катастрофически не хватало технологических площадей, и разместить ещё одно производство рядом с конвейером Москвич 402 было просто негде. Тогда и было принято решение перенести сборку в Украину (Запорожье) на завод, выпускавший сельхозтехнику. Автомобиль получил новое название «Запорожец» с индексом «ЗАЗ 965», но в народе за ним закрепилось совсем другое прозвище «Горбатый».

Чтобы сделать небольшую машину, в которой свободно размещались четыре человека, двигатель поместили сзади под багажник. Но это был не совсем нормальный багажник в нашем представлении, а коротенькая, изогнутая крышка, напоминающая горб. Собственно, за эту крышку автомобиль и прозвали «Горбатый».

Горбатый Запорожец

В 1960-ом году с конвейера сходит первый Запорожец ЗАЗ 965. По тем временам машина стоила не дорого – всего 1800 рублей. Ходила даже шутка, что за эти деньги можно было купить ровно 1000 бутылок водки.

Салон ЗАЗ 965 Горбатый

Снаружи автомобиль казался маленьким и никак не соответствующим достаточно просторному салону внутри. Но четыре человека свободно чувствовали себя на своих местах, а высокая крыша не стесняла рослых пассажиров. Ко всем его плюсам, пожалуй, стоит отнести ещё и высокую проходимость «Горбатого». Лёгкая машина с задним расположением мотора могла пройти по такой грязи, где застревали Волги и Москвичи, она уверенно забиралась на глинистые склоны, проходила речки вброд, и всячески доказывала свои вездеходные качества.

Часть выпускаемых Запорожцев ЗАЗ 965 сразу же оборудовали под водителей-инвалидов. Их направляли в органы соцобеспечения, а там чиновники распределяли их среди очередников.

Встреча с Горбатым Запорожцем

Про «Горбатый» ходило множество анекдотов, связанных и с размерами машины, и с его техническими возможностями. И действительно, Запорожец ЗАЗ 965 был очень капризным автомобилем. При малейших внезапных неисправностях он выходил из строя; из-за особой бензиновой печки мог загореться, а в жару так перегревался, что не мог преодолеть даже небольшую горку. Но зато за счет высокой ремонтопригодности, любую поломку в дороге можно было устранить буквально на коленке простыми инструментами: молотком и зубилом.

Помню, мы с другом Славиком 13-14 летние пацаны самостоятельно реанимировали «Горбатого» из старых запчастей, и даже смогли погонять на нём, разгоняя старичка до 90 км/ч (на асфальте), пока однажды на повороте при скорости 5 км/ч не отвалилось переднее колесо.  Но не минули его испытания и на бездорожье. Любая грязь, и любые горки были нами успешно преодолены, что вызывало у нас неподдельный восторг.

Зелёная лампочка от гирлянды в правом верхнем углу лобового стекла намекала встречным пешеходам (нашим друзьям) на принадлежность машины к категории такси, и некоторые из них удостоились чести прокатиться с ветерком.

Но всему приходит конец. Эта участь постигла и Славкин Запорожец ЗАЗ 965. По вине неумелого водителя Васи «Горбатый» получил «переломы со смещением» несущей конструкции, и ещё какое-то время в качестве автохлама героически ждал и надеялся, что мы его восстановим. Но этому не суждено было сбыться, и окончательно свою жизнь он закончил на свалке металлолома.

Запорожец ЗАЗ 965 выпускали всего лишь 8 лет. За это время с конвейера сошло чуть больше 320 тыс. машин. При умелом маркетинге, эта малолитражка с небольшими модернизациями могла бы радовать покупателей и дальше. «Горбатый» в те времена пользовался  огромной популярностью.

Прошло уже больше 50-ти лет, как с конвейера сошел первый Запорожец ЗАЗ 965 «Горбатый», но до сих пор об этом автомобиле вспоминают с теплотой. До сих пор он остался героем анекдотов, а ценители ретро авто с удовольствием приобретают его в свои коллекции. Эта малолитражка помогла родиться целому поколению советских машин. И самое удивительное, что даже сейчас ЗАЗ 965 выглядит привлекательно и радует глаз.




Похожие статьи:

5 комментариев к записи “Запорожец ЗАЗ 965 «Горбатый»”

  1. Nox:

    У нас в городе один умелец его тюнингом занялся, вышло очень даже ничего, на светофорах много кого обходит.

  2. Boomero4ek:

    У нас в городе тоже ездит один затюненный. Сделали его кабриолетом (сделали по уму — после срезания крыши увеличили жесткость кузова), движок конечно поменяли, салончик перешили. Кароче машинка — бомба.

    Лично с 965-м не знаком. Но у моего дедушки был 968м — машина зверь. Особенно коробка передач хорошая — переключается четко и приятно. Да и проходил он по такооому болоту...

  3. Бронислав:

    Отличная статья! Как только речь идет о Горбатом сразу детство вспоминаю. Раньше их много было. Конечно, у машины есть ряд недостатков, но у многих но останется в сердцах навсегда.

  4. Антон:

    Это классика. Уже можно сказать, что раритет. По моему именно у этого запорожца магниевый (сплав) корпус двигателя. В детстве все пацаны пытались разжиться кусочком. Можно магния напилить, смешать с марганцем и сделать чиркачи;)

  5. Володя:

    продам стёкла оригинал от заз965 ( горбатый ) по кругу и правая дверь звонить по т 89058233657

Оставить комментарий: