С выходом «Восьмерки» — первого переднеприводного автомобиля от ВАЗ, – советские автолюбители раскололись на 2 лагеря. Старшее поколение жестко вцепилось в классику, а молодежь голосовала за новые технологии. Но все сходились в одном: пробираться на заднее сидение, особенно детям и пожилым людям через переднюю дверь, было очень неудобно. Многие по этому поводу шутили, что «Восьмёрка это большой «Запорожец».
Конструкторы ВАЗ предвидели это, и уже через 3 года в 1987 выпустили ВАЗ-2109 «Девятку» — 5-дверный хэтчбек. Она, конечно, очень напоминает «Восьмёрку». Ходовая часть, двигатели, подвеска, рулевое управление и даже размеры у этих моделей абсолютно одинаковые. Да и внешне они не просто похожи, спереди и сзади автомобили совершенно идентичны.
Дизайн «Девятки» по тем временам передовой: клинообразный кузов, скошенные фары, рубленые формы. Иногда за это её называли «Зубило». За счет уменьшения передних дверей, добавили задние, а за ними видны угловые стекла (на «Восьмёрках» их нет).
У машин 90-ых годов выпуска переднее крыло длинное. Только в первые годы ВАЗ-2109 выпускались с коротким передком. Его, кстати, ещё закрывала пластмассовая панель дефлектора.
Модификаций у «Девятки» было много. Пожалуй, самой популярной была ВАЗ-21093 1988 года рождения. На неё ставили модернизированный бензиновый двигатель с инжекторной системой подачи топлива. Он 4-цилиндровый, 8-клапанный, объёмом 1,5 литра, мощностью 78 лошадиных сил.
Да, действительно, садиться в «Девятку» не так удобно, как в «Восьмёрку» — дверь у неё заметно уже. Водительское сидение неудобное. Оно, кстати, отличается от «восьмёрочного». Внутри всё сделано из пластика и искусственной кожи.
В движении переднеприводный автомобиль сразу узнаешь по поведению: обороты набирает шустро, КПП работает отлично. Передняя подвеска «Девятки» типа Макферсон, задняя – на продольных рычагах, хорошо справляются с неровностями покрытия.
На повороты руля машина реагирует точно и быстро. Неплохо работают тормоза. И обзор радует. Что точно напрягает, так это избыточный шум в салоне. Дребезжит практически всё, что можно; кузов, за счет дополнительных дверей, стал менее жестким, поэтому пластмасса ходит ходуном.
ВАЗ-2109 «Девятки» поставлялись в милицию, в частности, ГАИ. Вы можете представить, как гаишнику в зимнем тулупе было тяжело садиться за руль? Кстати, на YouTube есть похожий видеоролик. В общем, «полноразмерному» гражданину в салоне точно будет неудобно.
Понемногу автолюбители распробовали плюсы переднего привода, да и с дребезжанием пластмассы научились бороться. И хотя «Девятка» была дороже «Восьмёрки» почти на 1 000 рублей, но, тем не менее, семейные люди предпочитали брать именно её. Выпуск ВАЗ-2109 был прекращен в 2004 году.