Первый «Жигуленок» родился седаном, и по происхождению он был итальянцем. Вторая модель тольяттинского автозавода ВАЗ-2102 была универсалом, правда, с теми же корнями. Ему многое досталось от «Копейки», хотя разница конечно, заметная. Спереди «Двойку» от «Единички» не отличишь, но зато сбоку сразу всё становится понятно. В серию эта модель пошла в 1971 году, и сразу завоевала популярность у населения.
Из-за вытянутой линии крыши и массивной задней части машине выглядит длиннее. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с уровнем пола, что, конечно, очень удобно. И ещё одно важное отличие – сплошное раскладываемое заднее сидение.
Изменилась и карма автомобиля. Номерной знак стал крепиться к задней двери, а фонари расположились вертикально. Бензобак и запасное колесо перекочевали под багажник. Пружины и амортизаторы подвески были усилены, что увеличило грузоподъемность машины.
Двигатель остался прежним. Это карбюраторный, рядный, 4-х цилиндровый мотор объёмом 1200 куб.см. и мощностью 62 лошадиные силы. На 100 километров пути он расходует в среднем 7-8 литров 92-го бензина.
На ходу ВАЗ-2102 – копия «Копейки», только чуть пошумнее, ведь салон стал больше. Автомобиль пользовался заслуженной любовью у дачников, рыбаков и туристов. По тем временам с гостиницами были проблемы и зимой и летом, а в салоне– «мини отель на колесах», для двоих места хватает.
В управлении эта машина ведет себя как классический заднеприводный автомобиль. Динамика достаточная– до сотни «Двойка» разгоняется за 23 секунды. Передачи 4-ступенчатой коробки переключаются четко. Тормоза достойные: спереди дисковые, сзади барабанные.
Универсалов выпускали значительно меньше, чем седанов, и очередь за ними была в 2 раза длиннее, чем за другими моделями. Кстати, стоили они немного дороже «Копеек».
ВАЗ-2102 был очень востребован не только в Союзе, но и далеко за его пределами, например, в Кубе и в странах Латинской Америки. Правда, на экспортные модели устанавливали более мощные 69-ти и даже 77-ми сильные двигатели. Дополнительно их дооснащали, в том числе, стеклоочистителем и омывателем стекла задней двери.
Последние машины сошли с конвейера в 1985 году. «Двойка» уступила место «Четверке» ВАЗ-2104 – полностью отечественной разработке. И, как показало время, он стал достойным приемником.