Советский автомобиль Москвич 403


Совеиский автомобиль Москвич 403  Сегодня рассмотрим историю советского автомобиля Москвич 403, ровесника бурных 60-ых,  одного из первых, поистине, народных автомобилей Советского Союза. В это трудно поверить, но когда то отечественные автомобили всерьёз сравнивали с зарубежными и даже продавали за границу, где они приобретали хорошую репутацию. Москвич 403 – это советский автомобиль малого класса. Он выпускался на заводе малолитражных автомобилей в Москве с 1962 по 1965 год.Ещё с начала 50-ых годов в умах конструкторов возникла идея создания советского автомобиля Москвич 403. Тогда главным конструктором завода был Александр Фёдорович Андронов. Но путь к этой популярной модели был не коротким. Первоначально выпускались два предшественника: Москвич 402 и Москвич 407. Москвич 403 постоянно находился в разработке и не успевал за выпускаемыми моделями. Все основные доработки производились в угоду экспорту. Ведь известно, что многие страны охотно закупали эту модель, принося так нужную валюту государству.

Советский авто Москвич 403

Для своего класса это был комфортабельный авто. Несущий четырехместный кузов для пассажиров, удобный в ремонте и надежный в эксплуатации для владельцев, советский автомобиль Москвич 403 был конкурентоспособным на европейском рынке. Правда для Европы выпускался отдельный экспортный вариант Москвич 403 ИЭ  (экспортный).

Куда он экспортировался? Во-первых, во все страны социалистического лагеря: Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польше и др. Во-вторых, советский автомобиль Москвич 403 охотно покупали в Африке, Европе и даже Англия приобрела несколько таких машин. Правда это были автомобили люксовых комплектаций с приёмниками, с часами в салоне и другими новомодными штучками, но стоил он значительно дешевле европейских аналогов.

Существует даже легенда, что советский автомобиль Москвич 403 был подарен Саддаму Хусейну. Низкая цена и высокая надёжность привлекали европейцев. Все Скандинавские страны, в том числе Финляндия, Швеция, Норвегия импортировали советские автомобили Москвич 403.

Салон Москвич 403


По типу конструкции 403 Москвич являлся переходной моделью уже выпускавшегося Москвич 407 и ещё находящегося в разработке Москвич 408. Машина представляла собой некий симбиоз 407 кузова с подмоторной рамой и передней подвеской 408.   Стоит отметить, что между Москвич 403 и Москвич 407 практически не было отличий за исключением разве что задних фонарей, ставших теперь двухсоставными взамен трехсоставных.

По сути, Москвич 403 представлял собой улучшенную версию 407 Москвича. По внешнему виду он делился на обыкновенную модель Москвич 403 и советский автомобиль Москвич 403 ИЭ. Основное их внешнее различие в передней части – решетка радиатора, состоящая из нескольких рядов брусьев и подфарники (уже 408 модели). Также экспортный вариант дополнялся наружными зеркалами заднего вида и хромированными увеличенными молдингами по всему борту кузова.

Руль Москвич 403

Произошли изменения и в конструкции задних фонарей. Изменилась их секционность и вместо двухсекционного, фонарь стал трёх секционным, отчего приобрёл более массивный корпус. Все внешние отличия придавали Москвич 403 ИЭ некоторую оригинальность и современность. Кстати, на Москвич 403 ИЭ впервые появился омыватель лобового стекла.

Первый советский автомобиль Москвич 403 был выпущен в декабре 1962 года. Эта модель последовала за выходом в свет 407 модели. Почему же индекс 403 оказался за индексом 407, а не наоборот? Всё дело в том, что в середине 50-ых годов индекс 403 принадлежал экспериментальному двигателю М 403, который в производство так и не поступил, и освободившийся индекс взяла новая модель.

В конструкции салона также были применены новые материалы. В отличие от тканевой обивки кресел и обивкой потолка, и там и там использовался кожзаменитель. Передние сидения уже  можно было перемещать взад и вперёд, а спинки их откидывать для устройства спальных мест.

Панель приборов и щиток приборов остались прежними от 407 модели. Впервые применимые в нём подвесные педали исключали попадание пыли, воды и грязи в салон, а новое рулевое колесо с утопленной ступицей и кольцом звукового сигнала имело более эстетический вид и было более удобным для водителя.

Возможно, не слишком вместительный советский автомобиль Москвич 403 не баловал пассажиров комфортом (свободно чувствовали себя в салоне только четыре человека), но зато выносливость, экономичность и ремонтопригодность делали эту машину очень выгодной.

Двигатель Москвич 403

Что же находится под капотом этого «железного коня»? А под капотом  у него 45-ти сильный карбюраторный двигатель (модернизированная версия 407 мотора), система охлаждения, катушка зажигания, термостат, генератор постоянного тока, воздушный фильтр, масляный фильтр, стартер и др. узлы и агрегаты. Всё очень просто и доступно, естественно с современными моделями не сравнить.

Кстати, ему принадлежит очень интересная система привода щёток стеклоочистителя. Это была последняя модель, на которой применялся механический привод щёток. Он интересен тем, что тросик присоединялся к двигателю (как в спидометре), и когда обороты двигателя увеличивались, то и щётки начинали работать быстрее. Что касается внешности 403-го, то выглядел он достаточно стандартно. Кузов закрытый, четырёхдверный.

В середине 50-ых годов благосостояние граждан стало улучшаться, в связи с чем, число желающих купить советский автомобиль Москвич 403 стало стремительно расти. В то время цены на машины повышать не разрешалось, поэтому их стоимость вырастала лишь с появлением новой модели.

Однако такие повышения были скачкообразны. Например, в 1956 году цена машины поднималась сначала до 16-ти, а позже до 24 тысяч рублей, но для того чтобы купить её требовалось отстоять ещё в очереди лет десять. На вторичном рынке машины стоили значительно дешевле.

С течением времени советский автомобиль Москвичи 403 стал терять популярность, как на зарубежных рынках, так и в СССР. Несмотря на спад продаж на заводе продолжали разрабатывать новые модели, но, к сожалению, из-за нехватки средств и мощностей в 1960-ом году автомобильному заводу пришлось отказаться от производства полноприводных модификаций 402 и 407 модели, а так же сельского варианта 410 и 411 Москвича.

Советский автомобиль Москвич 403 пользовался популярностью вплоть до конца 70-ых годов. Самые популярные его модификации – это такси и машины для медицинского персонала. Для работы в такси машина дополнительно оснащалась счетчиком в салоне и лампочкой зелёного цвета в верхнем углу лобового стекла, а также рисунком шашечек на передних дверях.

В истории Советского Союза советские автомобили Москвич 403 оставили не малый след. На них ездили целые поколения людей, много автомобилей использовалось в народном хозяйстве. Олицетворяя собой ступеньку от старых моделей к новым, он благоприятно повлиял на развитии нашего автопрома в целом. В различных модификациях всего было выпущено более 100 тыс. таких автомобилей.

Наше поколение практически забыло о былой популярности самого народного автомобиля послевоенных лет. А ведь Москвич 403 стал первой машиной доступной простому советскому человеку. Для современных любителей ретро авто и коллекционеров, советский автомобиль Москвич 403 является большой редкостью и хороший экземпляр найти уже не просто.




Похожие статьи:

6 комментариев к записи “Советский автомобиль Москвич 403”

  1. Андрей:

    Раньше делали настоящие машины!

  2. Марина:

    Москвич и сегодня смотрится весьма респектабельно, особенно если его довести до ума, покрасить, заменить обшивку, поставить красивые диски.

  3. Георгий:

    У моего деда есть ооооооочень старый москвич 403:-) Сколько себя помню во дворе стоит, ржевеет, не знал что он редкий и может дорого стоить. Жалко конечно, что его не реально восстановить:- (

  4. Alexandr:

    Классика жанра =) Шелезяко — танк! Железо в пол пальца — не жалели раньше метала.

    А если на него поставить литые диски в металлик покрасить =)

  5. Екатерина:

    У моего дедушки был (хотя он и сейчас есть) Москвич 408. Автомобилю уже больше 40 лет, но он бы и сейчас ездил замечательно. Это дедушка перестал ездить, потому что движение сумасшедшее.

  6. Алексей:

    А у меня сейчас есть москвич 403, реставрирую полностью, как с завода. Кому интересна процедура работы восстановления могут посмотреть в одноклассниках фотки. Найти меня можно под страничкой все эвакуаторы, или позвонить 89268515823. Занимаюсь реставрацией старых машин...

Оставить комментарий: