Российский утилитарный вездеход «Шаман», созданный для грязи и болота, был спроектирован с помощью вычислительной техники. Салон вездехода это гибрид кабины самолета и дорогого внедорожника, и судя по салону, над машиной серьёзно шаманили. Внутри много необычного: футуристичная панель приборов, множество кнопок и тумблеров, даже кресло водителя находится не слева, а по центру, как в космолете.
В технической части тоже не обошлось без оригинальных решений. При изготовлении вездехода использовались различные детали, включая запчасти для погрузчиков и некоторые узлы грузового автомобиля.
Алюминиевая рама, на которой покоится стальной кузов, сварена в форме лодки; вместе с огромными колесами «пневматиками» она придает вездеходу «Шаман» положительную плавучесть. Однако главную особенность машины можно разглядеть только на суше.
Восьмиколесной формулой вездеходов в России, да и во всем мире, никто не занимается. «Шаман» имеет независимую подвеску, дисковые тормоза; вся трансмиссия уложена в герметичную лодку, причем все 8 колес способны поворачиваться в разных направлениях. Так поворот первых двух осей в одну сторону, а третьей и четвертой в другую дает возможность вездеходу разворачиваться буквально на месте.
На панели приборов есть весьма интересная кнопка. Если её нажать, вездеход «Шаман» поедет крабом. В этом режиме все колеса направлены в одну сторону, и машина движется наискосок. По мнению конструкторов, это важно для передвижения в особо сложных условиях, когда необходимо, чтобы каждое колесо двигалось по своей колее, например, по тундре или снежной целине.
Но если поездка по полю это аттракцион, на кочках порой потряхивает, то на воде всё по-другому. Это больше похоже на катание на прогулочном катере. Герметичный корпус не пропускает воду внутрь, а огромные колеса работают, как лопасти. Тут возникает резонный вопрос, пилот вездехода «Шаман» – водитель или капитан корабля? В зависимости от случая.
А если серьёзно, для управления этой техники необходимы права тракториста-машиниста категории А3. Тем не менее, машина может передвигаться по дрогам общего пользования, её габариты позволяют это делать без ограничений. Конечно, на шоссе быстрее 80 км/ч на вездеходе «Шаман» не разгонишься, шины низкого давления не рассчитаны на гонки по асфальту. Зато вряд ли какая-нибудь другая машина способна перевозить людей абсолютно по любой поверхности с комфортом дорогого внедорожника.