Легковых машин в Советском Союзе было не много, зато мотоциклы производились в большом ассортименте, особенно те, что с колясками. Одним из самых популярных был 2-х цилиндровый Иж Юпитер с коляской. До его появления вся продукция Ижевского мотоциклетного завода была одноцилиндровой. Конечно, это был сезонный транспорт, но народ умудрялся возить на нём всё, что можно, начиная от тёщи, и заканчивая стройматериалами.
В 1958 году ижевские конструкторы приступили к проектированию. Выпуск начался во второй половине 1961 года. За основу был взят, уже выпускавшийся ранее ИЖ-56. Собственно, новым оказались только двигатель и кронштейны его крепления.
Колеса у Иж Юпитер достаточно большие и взаимозаменяемые. Двухцилиндровый и двухтактный двигатель имеет объем 350 куб. сантиметров, степень сжатия 7 и мощность 18 лошадиных сил.
Карбюратор с маркировкой «К28Ж» от грязи спрятан под алюминиевый кожух. Электропитание мотоцикла осуществляется от 6-ти вольтового аккумулятора и генератора постоянного тока. Мотор совмещен с 4-х ступенчатой коробкой перемены передач.
Первый Иж Юпитер снабжался коляской БП-58, по форме напоминавщей огурец. Она перешла по наследству от ИЖ-56 и ставилась только на самые первые версии. Её ветровое стекло откидывается вперед, сзади есть небольшой багажник. Коляска, весившая 85 килограммов, повышала расход топлива мотоцикла с 4 до 6 литров и снижала скорость со 110 до 80 км/ч.
Запускается мотор легко. Для манипуляций с карбюратором в его кожухе имеется отверстие. Слева двигателя расположен кик-стартер. Педаль коробки длинная и «двухплечевая». На Иж Юпитере, впервые на советских мотоциклах, применялось полуавтоматическое переключение передач, что очень удобно — рукоятью переключения сцепления можно не пользоваться.
Двухцилиндровый мотор первого Юпитера — вот настоящая сила! С ними мотоцикл получился гораздо более резким и динамичным, чем его ближайший родственник Иж-56. До 1966 года было выпущено около полумиллиона таких мотоциклов. Простые и неприхотливые, они были привлекательнее легкового автомобиля, малодоступного и дорогого для большинства советских граждан.
Но те, кто имел дело с Иж Юпитером, скажут, насколько замечательным был этот мотоцикл. Это подтверждается ещё и тем, что, даже при смене моделей за последние 40 с лишним лет, конструкция первого Юпитера не претерпела существенных изменений.