В Советском Союзе выбор легковых автомобилей, по сравнению с нынешним временем, был не большой: Волги, Жигули, Москвичи, Запорожцы и маленькая Ока. Все модели мало отличались друг от друга техническим характеристикам. Но это не значит, что конструкторская мысль стояла на месте. Новые разработки были. Рассмотрим экспериментальные модели второй половины 20-го века, которые так и не пошли в серийное производство.
Как известно, дорог в Советском Союзе в 50-60-ых года было не много, да и они оставляли желать лучшего. Именно поэтому для советского автопрома был актуален полный привод. Но «козлики» ГАЗ-69, которые состояли на службе, в широкую продажу не поступали. Поэтому разработкой системы «4х4» для легковушки занялись на АЗЛК и на ГАЗ.
Сначала полный привод пробовали установить на ГАЗ М20 «Победа» в нескольких вариантах, потом на ГАЗ-21 «Волга», а позже на ГАЗ-24 «Волга». Один из живых, сохранившихся до наших дней экземпляров, — Волга ГАЗ-24-95.
Но все эти экспериментальные модели были выпущены в единичных экземплярах и до серийного выпуска не дошли. Конструкции полноприводных автомобилей посчитали слишком сложными и дорогими.
На АЗЛК тоже экспериментировали. В это же время были спроектированы полноприводные экспериментальные модели: Москвич 415 и Москвич 416. И, надо сказать, обе машины успешно прошли испытание. Несколько позже в 1973 году на их основе был подготовлен Москвич 2150.
Конструкторы создали два прототипа. У автомобилей были рессорная подвеска всех колес, сблокированные в один узел коробка передач и раздаточная коробка, рамные основания. Однако и эти разработки не дошли до конвейера, видимо, из-за сложности узлов и дороговизны производства, что сильно сказалось бы на стоимости машины.
Не забывали конструкторы и о дизайне советских автомобилей. В 70-80-ых годах создавали много интересных вариантов. Например, собранный в 1971 году первый отечественный переднеприводный ВАЗ Э1101. За экзотическую внешность его прозвали «Чебурашка». Сегодня эту экспериментальную модель можно найти только в музее ретро автомобилей.
Компактный советский автомобиль начали создавать ещё в 1968 году, как собственную разработку, являющуюся альтернативой Фиату. Но он так и остался прототипом и в серийное производство не пошел.
Ещё один приметный экземпляр — Москвич 2144 «Истра» был изготовлен в конце 80-ых. Его кузов, для того времени, был очень не обычен и не получил дальнейшего применения.
Экспериментальные модели создаются не зря. И хотя это большие расходы для автопроизводителей, но только так можно найти наилучший вариант серийного автомобиля для массового покупателя.