История автомобиля Руссо-Балт


 Автомобиль Руссо-Балт С24/35 Автомобили Руссо-Балт имеют давнюю историю. Современным Россиянам, познавшим все радости и горести отечественного автопрома, трудно будет представить, что уже в самом начале XX века в Российской Империи производились автомобили, не уступавшие по своим качествам первым «Москвичам» и «Волгам». Выпускались эти машины с 1908 года.

Именно тогда на свет и появился первый серийный автомобиль Российской Империи «Руссо-Балт». В 1869 году на базе известной немецко-голландской фирмы, производившей железнодорожные вагоны, был построен Русско-Балтийский вагонный завод. На тот момент он стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий Российской Империи.

Завод пережил много преобразований. Были у него и упадки, и подъёмы производства. Тем не менее, после русско-японской войны (1904 – 1905), даже когда число заказов упало, на нем было начато производство автомобилей. Автомобильный отдел завода возглавил русский инженер по фамилии Айзеновский.

Первый автомобиль Руссо-Балт

 До 1908 года на предприятии было сильное влияние бельгийских акционеров, и с их подачи было отдано предпочтение бельгийской модели с забавным названием «Фондю». У этой автомобильной фирмы был куплен патент на производство, и уже в 1909 году было собрано первых три автомобиля. Их представили публике в комплектации с различными двигателями мощностью 12, 24, 35 лошадиных сил.

Гоночный автомобиль Руссо-Балт

 Руссо-Балтийский завод имел два отдела по производству экипажей: в Риге и в Санкт-Петербурге. Там изготавливались однотипные кузова к машинам: «Торпедо», «Фаэтон», «Лимузин», «Берлино», «Ландола» и др. Поскольку на заводе к 1910 году уже существовали и свои литейные цеха, и цеха по производству рессор и шин и др., то большая часть запчастей и агрегатов автомобиля были отечественные. Это в корне противоречит советской идеологии о несостоятельности автомобильной промышленности в царской России.

Автомобиль Руссо-Балт "Фаэтон"

 В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялась автомобильная выставка, на которой публике были представлены пять автомобилей Руссо-Балт, а в 1913 году на следующем автосалоне — уже шесть машин. Всего за период с 1909 по 1918 год было выпущено более 600 автомобилей Руссо-Балт, что превышало производство таких авто гигантов как Мерседес и Опель.


Автомобиль Руссо-Балт "Лимузин"

 С первых лет автомобили Руссо-Балт замечательно себя проявили в различных модных тогда пробегах, где они показали свою крепость и надежность. Правда, для того чтобы управлять автомобилем начала 20-го века, да ещё в отсутствие качественных дорог, что тогда являлось настоящей бедой, требовалась не только сила, но и храбрость, готовность к любым трудностям и неприятностям в дороге. Даже обычный тормоз в автомобиле Руссо-Балт являл собой достаточно сложную конструкцию.

Автомобиль Руссо-Балт "Ландоле" 1912

 Долгие годы на приборной панели автомобиля Руссо-Балт находилось всего два прибора: спидометр и одометр. Последний определял расстояние. На некоторых автомобилях устанавливались зеркала заднего вида. Другим элементом, свойственным ретро авто начала 20-го века, являлся клаксон.

Руссо-Балт М24/35

 Выпускаемые заводом автомобили Руссо-Балт не ограничивались  ни в размерах кузова, ни в мощности двигателей. Так как большая часть их делалась по заказам различных ведомств, то и автомобили соответствовали тем условиям, в которых им предстояла дальнейшая эксплуатация.

Ретро авто Руссо-Балт С24/40 "Лимузин"

 Часть выпускаемых автомобилей Руссо-Балт предназначались для спортивных гонок. Это были легкие, двухместные, обтекаемые, мощные аппараты, с успехом принимавшие участия во многих гонках. Именно на таком спортивном автомобиле в 1912—1913 годах наш гонщик Андрей Нагель совершил несколько побед, участвуя в гонках Санкт-Петербург – Монте-Карло, в пробегах по Европе, Африке, Азии. Причем за время соревнований с машиной не случилось ни одной серьёзной поломки. Только самые лучшие автомобили мира могли похвастаться такой выносливостью и надежностью!

Руссо-Балт С24/58 "Огурец"

 Максимальная скорость у разных моделей автомобилей Руссо-Балт в зависимости от двигателя составляла: со слабым 40-45 км/ч, со средним 55-60 км/ч, с сильным 80-85 км/ч. Но, если помните, в царской России хороших дорог тогда  не было и реализовать свои возможности в полную силу у себя дома автомобили не могли.

 Сейчас современному водителю трудно понять, как можно проводить серьёзный ремонт машины каждые 20 тыс. км. Однако для начала 20-го века такие машины наоборот считались выносливыми. Если взять автомобили Руссо-Балт 1910 — 1915 года, то их нужно было обслуживать каждые 1000 верст, тогда ещё не было фильтров и все забивалось сажей грязью и т.д.

Руссо-Балт К12/24

 Когда выезжали в пробег, то помимо всего прочего с собой брали масло, свечи, запчасти, инструменты и приспособления для мелкого ремонта в пути. Водитель того времени – это была серьёзная и мужественная профессия, которая требовала от человека не меньшей силы, стойкости и выносливости чем от его железного друга.

 Например, колеса были еще с деревянными спицами, а покрышки на них имели очень маленький протектор. Сцепление с дорогой было низкое. Для сохранности покрышек их накачивали до 6 атм., от чего машина становилась жесткая и плохо управляемая.

Руссо-Балт Л24/30

 Автомобиль Руссо-Балт со стопроцентной уверенностью можно назвать нашим автомобилем с уклоном на надежность. Когда его проектировали, то учитывали и наши климатические условия, и отсутствие хороших дорог и качественных ГСМ, плюс дороговизну изготовления двигателей и комплектующих деталей.

 Получился с одной стороны надежный, с другой — весьма дорогой автомобиль. Его цена в открытом кузове начиналась от 7500 рублей, а в закрытом – от 8300 рублей. К примеру, зарплата земского учителя составляла тогда скромных 45 рублей. Тогда как Форды из Америки в зависимости от формы кузова стоили от 1800 до 2100 рублей.

Руссо-Балт тип "Т"

 Частники покупали автомобили Руссо-Балт крайне редко. Например, в 1912 – 1913 в Санкт-Петербурге было куплено около 20 авто, еще по 2-3 машины купили в Киеве и Минске; в Москве покупателей не нашлось. Это говорит о том, что большинство обывателей делало выбор в пользу американских, английских, немецких и французских автомобилей.

 Серьёзным заказчиком автомобиля Руссо-Балт была царская военно-автомобильная рота. По заказу военного ведомства для этой роты изготавливались машины с повышенной проходимостью, специальные автомобили для стрелкового оружия, транспортные средства для командующего состава.

Автомобиль Руссо-Балт тип "М"

 Среди выдающихся покупателей Руссо-Балт был сам император Николай II. У него в гараже имелись две машины. Правда, поговаривали, что на них ездила лишь охрана, сам он предпочитал передвигаться на французском автомобиле.

 К сожалению, доживших до наших дней автомобилей Руссо-Балт практически не осталось. На территории России находится всего две машины.




Похожие статьи:

6 комментариев к записи “История автомобиля Руссо-Балт”

  1. Сергей:

    По большому счету, наше автомобилестроение начиналось практически одновременно с импортными автопроизводителями, вот прошло сто лет и как говориться: почувствуйте разницу...

  2. Алекс Воронин:

    Про многие вещи в России можно сказать, что они начались одновременно со всем остальным миром, и почувствовать разницу сегодня 🙂

  3. Тарас Горевой:

    Я как будущий инженер-автомобилестроитель этого не знал 🙂 Спасибо за информацию.

  4. Андрей:

    30 или 31 августа 1985 года (за день или два до 1 сентября и начала учебы во втором классе) я лично в живую видел а/ль Руссо-Балт, приехавший за картошкой в овощной магазин №2 находившийся в г.Балашиха по адресу ул.Калинина д.1. У меня была моделька Руссо-Балта 1:43 и поэтому я уже в 8 лет знал, что была такая марка. Я был с отцом, который так же видел эту машину. Все мужики вокруг собрались около автомобиля. Водитель купив мешок картошки спокойно уехал. Машина была черного цвета с брезентовым и выгоревшим тентом. Такая машина запомнилась на всегда. Как я узнал в 2004 году, хозяин жил в районе деревни Бисерово не далеко от Балашихи. Зачем он приезжал за картошкой живя в деревне и в 16 км от магазина не понятно. Теперь уже этого никто не узнает.

  5. admin:

    Он, видимо, и не догадывается, каким ценным автомобилем обладает...

  6. Андрей:

    Догадывался. Тот кто в 2004 году мне рассказал (Михаил), откуда был тот мужичёк и где стояла машина, был поклонник этой марки и много лет увлекался ее историей. Михаил предлагал в конце 70-ых и начале 80-ых новую Волгу в обмен, но получил отказ. Потом Михаил не нашел по тому адресу уже ни машины, ни её владельца.

Оставить комментарий: