ГАЗ-АА «Полуторка» – советский заднеприводный автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны с двигателем объемом 3,3 литра мощностью 40 л.с. С 1932 по 1950 год было выпущено чуть более 1 млн. грузовиков. При конструировании первой «Полуторки» за основу был взят американский Форд АА 1929 года.
Сначала грузовичок изготавливался по чертежам фордовской модели. В последствие некоторые элементы конструкции адаптировали и заменили, так как характеристики не соответствовали социалистической действительности. Конструкторам пришлось усилить, рулевой механизм, картер сцепления и установить воздушный фильтр.
Всё гениальное просто! Судите сами. У машины несущая рама, на которую навешивался двигатель, кабина, кузов, мосты. При необходимости «Полуторку» можно разобрать и собрать за несколько часов.
Но главное, что по сравнению с Фордом советский грузовик был существенно дешевле в производстве. Ведь большинство деталей изготавливалось из доступного чугуна и низкосортной стали.
В кабине машины спартанский минимум – только то, что необходимо. Печки нет, дворник всего один – для водителя. Трансмиссия – механическая 3-ступенчатая.
Бензин течет в двигатель самотеком – у «Полуторки» нет бензонасоса, и иногда на длительных подъемах автомобиль глохнет. Но это на подъемах. На ровных дорогах «Полуторке» равных не было.
Машина разгонялась до 80 км/ч, а из-за низкой степени сжатия мотор мог работать на низко октановом бензине, а в жару даже на керосине. Расход горючего на 100 верст составлял 20,5 литров.
Чтобы затормозить, приходилось прилагать немало усилий. Все потому, что рабочий тормоз имеет механический привод, и чтобы остановиться, нужно последовательно понижать передачи, притормаживая коробкой. Синхронизации нет, и двойной выжим педали сцепления обязателен.
Да, работать на таких машинах это уже подвиг. В кабине стоит такой грохот, что можно оглохнуть. Но, несмотря на многие недостатки, с сегодняшней точки зрения, «Полуторка» ГАЗ-АА составлял более половину автопарка Красной Армии. Машины возили солдат и пушки, доставляли боеприпасы и вывозили раненых.
За счет малого веса и хорошей проходимости на «Полуторках» вывезли сотни тысяч людей из блокадного Ленинграда. Да что говорить, захваченные немцами ГАЗ-АА использовались солдатами Вермахта, а после победы над фашистами «Полуторки» на протяжении десятков лет безотказно служили во всех отраслях народного хозяйства.
То что ГАЗ-АА надежный и неприхотливый автомобиль, доказали герои-водители, которые прошли дорогами войны на этих машинах. И именно им «Полуторка» обязана своей славной историей.