Автомобиль ГАЗ 12 ЗИМ рождение легенды


ГАЗ-12 ЗИМ  Самой оригинальной моделью в истории автозавода «ГАЗ» был, пожалуй, представительский седан, легендарный автомобиль ГАЗ 12 ЗИМ. На протяжении семи лет своего существования его называли «ЗИМ»-ом. В мае 1948 года завод в городе Горький получил правительственное задание разработать 6-ти местный легковой автомобиль, который бы по показателям комфорта, экономичности и динамики имел нечто среднее между правительственным ЗИС-110 и автомобилем «Победа».

 Для осуществления этой задумки главный конструктор автозавода «ГАЗ» получает автомобиль Бьюик 1947 года и 29 месяцев на разработку. Чтобы успеть в срок необходимо было либо полностью скопировать заграничную модель, либо создавать свою с использованием уже существующих агрегатов и узлов.  Бьюик «Super» поступил на завод «ГАЗ», тут-то и возникла проблема – двигателя от машины не было, коробку автомат такую как на «Бьюике» в такой короткий срок освоить было невозможно.

 И тогда конструкторы придумали гениальный ход – сделать автомобиль с несущим кузовом. В Советском Союзе это было впервые. Выбор индивидуального проектирования был смелым шагом главного руководителя конструкторского бюро, и риск сводился не к потере должности, а куда существеннее. Несущая конструкция кузова смогла снизить массу автомобиля на 220 кг. Новый кузов стал наиважнейшей особенностью при создании новой модели.

 Самым подходящим мотором для этого автомобиля была рядная, нижнеклапанная шестёрка с рабочим объёмом 3,5 литра, разработанная ещё в 1937 году. В послевоенные годы этот мотор применялся на ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Мощность мотора была увеличена за счёт увеличения впускных каналов, использования сдвоенного карбюратора и увеличения степени сжатия до 6,7. Что давало возможность устойчиво работать двигателю на бензине с октановым числом 70.

 По началу двигатели ГАЗ-51 с изменённой степенью сжатия, с двухкамерным карбюратором, с форсированием до  90-95 л.с установили под капот ГАЗ-М20 «Победы». Для этого ей удлинили кузов, сделав своеобразный «стрейч», и основательно погоняли. В то время в процессе проектирования кабины особое внимание уделяли жесткости.


 7 октября 1949 года исследовательский образец автомобиля ГАЗ 12 ЗИМ был представлен в Горьком. Через 3 месяца 15 января 1950 года машину предоставили на суд самому Сталину. В сентябре 1950 года в Горьком собрали новую партию машин, и с этого момента получило начало их производство. Новые автомобили, прежде всего отправляли в номенклатурные структуры. В этом же году на базе «ЗИМ» началась сборка карет скорой помощи «ГАЗ-12Б», и автомобилей для городского такси. Стоимость проезда в автомобиле ГАЗ 12 ЗИМ была в 1,5 раза  выше, чем в «Победе». Именно автомобиль марки «Победа» была тогда основным видом такси.

 После выпуска с конвейеров первых автомобилей ГАЗ 12 ЗИМ среди номенклатурных служащих случился ажиотаж. В то время первые секретари обкомов имели в своём распоряжении «ЗИС-110», а их куда более скромные коллеги, ездившие на «Победах», с огромным удовольствием меняли свои повозки на более представительские «ЗИМ».

 Борьба за владение автомобилем ГАЗ 12 ЗИМ достигала такого размаха, что журнал «Крокодил» опубликовал высмеивающий фельетон «СТОП». В нём говорилось о деятельности чиновников, которые на всё шли лишь бы получить персональный «ЗИМ». Автомобиль ГАЗ 12 ЗИМ можно было приобрести и простым гражданам, но на дворе был 1950, страна только начала возрождаться из разрухи, и простой рабочий вряд ли мог себе позволить купить такой автомобиль стоимостью 40 тыс.руб.

 В то время об экономии топлива говорить не приходилось, но стоит отметить, что расход топлива автомобиля ГАЗ 12 ЗИМ составлял 18-19 л/ 100 км., что с учетом его массы в 1900 кг вполне приемлемо. Хорошей была и динамика. Максимальная скорость  доходила до 130 км/ч. Время разгона до 100 км/ч – 30 сек. Сравнительно не большое число оборотов (3600 об/мин.) обеспечивало практически бесшумную работу двигателя.

 Впервые в отечественном автомобилестроении на ГАЗ 12 ЗИМ вместо маховика применили гидравлическую муфту, посредством которой крутящий момент передавался от коленчатого вала на ведущий диск сцепления. Гидромуфта обеспечивала плавное трогание с места на второй скорости без боязни заглушить двигатель при недостаточных оборотах двигателя, и давала возможность двигаться без переключения передач в диапазоне скорости от 0 до 80 км/ч.

 Первая передача практически никогда не включалась, лишь в редких случаях на очень крутых подъёмах. Обычно трогались со второй, и тут же переключались на третью передачу, и уж на ней ехали всю дорогу вплоть до конечной остановки. Переключение осуществлялось на кулисе, расположенной на руле. Это расположение досталось автомобилю ГАЗ 12 ЗИМ от американского стиля. Ручка ручного газа помогала водителю обеспечивать заданную скорость при отпущенной педали газа.

 Передняя подвеска была независимой, с применением витых пружин. Задняя – на продольных рессорах. Передняя подвеска имела стабилизатор поперечной устойчивости, амортизаторы применялись гидравлические принудительного действия. Другой новинкой, появившейся на Советских автомобилях стали 15-ти дюймовые колёса. Уменьшение диаметра колес обеспечивало применение иного типа барабанных тормозов с двумя колодками, и двумя тормозными цилиндрами.


 В соответствии с заказом, в машине должно было быть шесть мест, но конструкторы нашли возможность разместить на заднем сидении трёх пассажиров. Для этого раздвинули задние колеса, увеличив размер колеи. С дизайнерской точки зрения это дало возможность нарушить монотонность длинной боковины, сделав её динамичной.

 В кузове три ряда сидений. Причём средние сидения можно было сложить в спинку передних сидений. В этом случае для задних пассажиров открывался невероятный простор. Расстояние между спинками переднего и заднего диванами была почти 1,5 метра! Переднее сидение не регулировалось по длине, что составляло неудобство водителям крупной комплекции.

 Салон ГАЗ 12 ЗИМ для того времени был богатого убранства. Имелся радиоприёмник с тремя волновыми диапазонами, часы, электроприкуриватель и пепельницы. На приборной доске лампочки сигнализировали о затянутом ручном тормозе или о повышении температуры воды в системе охлаждения. Рулевое управление не имело гидропривода, что никак не сказывалось на управлении. Управлять было легко за счёт увеличения передаточного числа в рулевом механизме, и за счет большого рулевого колеса, имея радиус поворота лишь 6,5 метра.

 На панели приборов размещён радио приёмник А-5, который устанавливался на правительственном «ЗИС-110» и «ЗИС-115»; тут же спидометр, указатель поворотов и лампочка «включения дальнего света фар». На щитке приборов находятся: амперметр, давление масла, температура воды, уровень бензина, уже упомянутая ручка газа, ручка включения отопителя.

 Интересной особенностью ГАЗ 12 ЗИМ был капот, открывающийся в любую сторону или снимающийся совсем, а так же гнутое заднее стекло автомобиля. И наконец, именно на «ЗИМ» впервые была использована эмблема с изображением бегущего оленя – герб Нижнего Новгорода!

 Летом 1957 года ГАЗ 12 ЗИМ утратил в своём названии упоминание министра иностранных дел тов. Молотова, впавшего к тому времени в немилость. Модель с этого времени официально стала именоваться ГАЗ-12, а в 1959 году уступила место «Чайке». За 10 лет существования с конвейера завода сошло 21527  автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ. Они стали такими же символами того времени, как и знаменитые сталинские высотки.

Другой отечественный долгожитель — автомобиль ЗИЛ — недавно отпраздновал свое девяностолетие. Сегодня выпускаются современные, высокотехнологичные модели/модификации этой легендарной марки автомобиля. Те, кто владеет, автомобилем ЗИЛ отмечают его неприхотливость к топливу, стойкость к экстремальным режимам эксплуатации и надежность в целом.

Однако рано или поздно автомобилю ЗИЛ требуются запчасти для ремонта различных узлов и агрегатов, и встает вопрос о наиболее выгодном приобретении, с точки зрения денежных затрат и качества, комплектующих деталей. Опираясь на свой опыт, для покупки оригинальных запчастей, я рекомендую обратиться в сеть магазинов «Арсенал-Авто» здесь: http://www.arsenalavto.ru/_zil.html. Продвинутая система поиска сайта позволит вам отыскать даже самые дефицитные запчасти в кротчайший срок, и сделать заказ в соответствующей форме. Слаженная и оперативная работа сотрудников компании позволит вам получить заказ в от же день.




Похожие статьи:

Оставить комментарий: